menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 1. Часть 12

Центральный детский театр 1936-1961Гулом восторженных оваций откликнулись школьники на первую постановку Центрального детского театра. Общим одобрением встретила ее пресса. Вспоминая впоследствии о первом спектакле театра, Н. И. Сац писала: «Открытие, настоящее открытие нового театра для нас было неотделимо от создания первого спектакля на базе огромных новых творческих возможностей, невиданных прежде перспектив».

«Золотым ключиком» Центральный детский театр открыл дверь в свое будущее. Но, ознаменовав начало его пути, «Золотой ключик» явился и своеобразным итогом пятнадцатилетней деятельности Московского театра для детей.

Театр обладал многолетним опытом постановки веселых, красочных спектаклей для малышей, созданных на основе содружества искусств. В этих спектаклях окреп и созрел творческий союз режиссера Н. И. Сац, художника В. Ф. Рындина, композитора Л. А. Половинкина и балетмейстера Э. И. Мэя. Впервые ставя синтетический спектакль, адресованный младшим школьникам, театр обрел произведение художественно значительное, позволяющее актерам создать образы с ярко выраженной индивидуальностью. «Золотой ключик» А. Н. Толстого закономерно стал вершиной долголетних поисков театра в области создания синтетических спектаклей для малышей — области, наиболее близкой творческому профилю Московского театра для детей.

В следующей за «Золотым ключиком» постановке — «Белеет парус одинокий» В. П. Катаева (5 ноября 1937 года) — театр решал уже новые для себя задачи. По словам С. В. Михалкова, «Белеет парус одинокий» стал «первым большим спектаклем Центрального детского театра, насыщенным серьезным содержанием и революционным чувством».

Примечательно само стремление Центрального детского театра к сценическому воплощению темы большого общественного звучания. Трудностей на пути осуществления желаемого выпало немало, и не все из них театру удалось преодолеть в достаточной мере успешно.

Пьеса В. П. Катаева во многом уступала его одноименной повести. Сохранив основную сюжетную канву, В. П. Катаев при сценической переработке повести, естественно, вынужден был выпустить все описания душевного состояния героев, природы, своеобразного колорита приморского города Одессы — как раз все то, что больше всего удалось писателю и что сообщает его книге о событиях и людях первой русской революции особое обаяние. В инсценировке этот пробел не был восполнен. Недочеты композиции и недостаточная художественная завершенность образов ощутимо сказывались в пьесе.

Вспоминая о своей работе с кинорежиссером В. Г. Легошиным над сценарием «Белеет парус одинокий», В. П. Катаев писал: «Мы встретились с трудностями, обычными при инсценировке беллетристического произведения. Читателю, судя по многочисленным отзывам о моей книге, нравится не только фабульная сторона повести, но и чисто описательная ее часть. Я понял, что, к сожалению, при инсценировке придется кое-чем пожертвовать. Я настаивал, чтобы Легошин отбросил всю орнаментально-описательную сторону и шел по фабульной линии. Он вначале сопротивлялся, но я убедил его создать массовый историко-революционный фильм. Когда был найден жанр фильма, я быстро написал сценарий. Теми же соображениями я руководился, когда писал свою пьесу».

В соответствии с замыслом автора решалась и постановка Центрального детского театра. Театр ставил историко-революционный спектакль.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.