menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 1. Часть 15

Центральный детский театр 1936-1961Происходящие события оставили неизгладимый след в душе мальчика. В начале спектакля при виде лежащего на берегу моря больного потемкинца Гаврик отплясывал веселый танец, по-мальчишески радуясь тому, что ему известна тайна, скрытая от всех. Но по мере вовлечения в революционную деятельность менялось его представление об окружающем мире. Призывно звучал в финале его крик, несущийся вслед за удаляющимся парусом — «Возвращайтесь скорей!», — мажорной нотой заканчивая спектакль.

В герое Кореневой было много общего с Тимошкой — Пугачевой («Тимошкин рудник» Л. Ф. Макарьева в Лентюзе) и пастушонком Егоркой — Сперантовой («Черный Яр» А. Н. Афиногенова в Гос-центюзе).

Тимошка, Егорка и Гаврик не только восхищали юную аудиторию смелостью и отвагой, но покоряли сердца своих сверстников из зрительного зала правдой мальчишеского характера. Что-то в них было удивительно привычное, знакомое, и вместе с тем они совершали героические подвиги, о которых мечталось детям. И это сочетание обычного, повседневно-человеческого с героическим делало образы близкими и любимыми, вызывало желание походить на них.

В спектакле «Белеет парус одинокий» удача исполнения детских образов для актрис, взращенных Московским театром для детей, была подготовлена их многолетней работой в этом театре, где дети являлись центральными персонажами большинства постановок. Значительно сложнее дело обстояло с исполнением ролей основных героев революционных событий 1905 года. «В пьесе упоминается партийный комитет. Нити восстания броненосца "Потемкина", забастовки рабочих, вооруженной борьбы ведут к нему; больше того, в пьесе выведены два члена партийного комитета — Иосиф Карлович и Илья Борисович, но и они и самый комитет остаются до конца спектакля каким-то абстрактным понятием, политической формулой, а не живыми и действенными вдохновителями революционной борьбы. Для учащихся старших классов, знакомых с историей первой русской революции, такая бледная и отвлеченная обрисовка политического центра восстания неубедительна», — писала газета «Советское искусство».

Исполнение ролей взрослых: Жукова, комитетчиков, деда, мадам Стороженко. Бачея — вызывало чувство неудовлетворения.

В спектакле «Белеет парус одинокий» явственно вскрылась ограниченность возможностей труппы Центрального детского театра. Творческий состав театра явно нуждался в обновлении и усилении.

Если обратиться к газетным статьям, восторженно приветствовавшим создание Центрального детского театра и его первые шаги, легко убедиться, что их радостный тон постепенно сменяется чувством тревоги и осуждения.

Анонсируемые в дни открытия ЦДТ планы были далеки от завершения. За первые два года театр показал всего два спектакля: «Золотой ключик» и «Белеет парус одинокий».

В 1937 году директор и художественный руководитель ЦДТ Н. И. Сац была незаконно репрессирована и вынуждена на несколько лет отойти от активной творческой деятельности. Осенью того же года художественное руководство ЦДТ возглавил молодой режиссер В. Ф. Дудин.

Режиссерский стаж В. Ф. Дудина ограничивался тремя годами. Закончив ГИТИС, он после краткого пребывания в труппе MXAT II перешел в Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина. Здесь Дудин поставил несколько спектаклей.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.