menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 1. Часть 22

Центральный детский театр 1936-1961Другой герой спектакля — комедиант Зигфрид в исполнении М. И. Холодова — «живой, веселый, неунывающий, всегда имеющий про запас шутку, способную и мертвого расшевелить», — олицетворял собой живую душу народа, свободолюбивого и мужественного.

Достойная дочь своего отца — Агнесса — Коренева. Юная комедиантка виртуозно исполняла цирковые номера, очень мелодично и задорно распевала веселые песенки. Актриса раскрыла новые грани своего дарования, правдиво и трепетно передавая нежную робость первой девичьей любви. Скромная и тихая, она достигала большой драматической силы, когда узнавала, что любимый изменил ей и предал своего учителя.

В спектакле ощутимо сказались точность режиссерского замысла, последовательно раскрывающегося во всех деталях, превосходная работа В. Ф. Рындина и композитора Д. Б. Кабалевского, несомненный рост актерского мастерства. И как естественное следствие рождался синтез художественного, познавательного и воспитательного начала, являющийся непременным условием для спектакля детского театра.

«Изобретатель и комедиант» был поставлен в том же году, что и «Белый пудель», «Недоросль», «Коньки» — спектакли, очень уязвимые в своей художественной цельности. Чередование срывов и творческих удач характерно для Центрального детского театра исследуемого периода. Показательны в этом отношении и постановки на его сцене сказок.

Со спектаклями-сказками связаны первые шаги детских театров. Сказки составили основу репертуара Первого детского театра, возникшего в Петербурге в 1918 году. «Синей птицей» Метерлинка открылся в том же году Саратовский театр для детей. Пьесы-сказки Е. И. Васильевой и С. Я. Маршака не сходили со сцены Театра для детей Краснодара. Сказочными спектаклями открылся Московский театр для детей («Жемчужина Адальмины») и Петроградский ТЮЗ («Конек-Горбунок»). Театром Сказки первоначально именовал себя Харьковский театр для детей. Свою приверженность сказке детские театры сохранили в течение ряда лет, но к середине 20-х годов она становится редкой гостьей на подмостках детского театра, и вскоре сказка—верный спутник, мудрый и веселый друг детей всех веков и народов — полностью исчезает со сцен детских театров.

Сказку объявляют крамольным жанром, пагубно воздействующим на психику советского ребенка, отравляющим его мистикой и чудовищными кошмарами. Э. Яновская, одна из глашатаев этого «откровения», обрушивала свой гнев на сказки в тираде: «Мы изъяли из школы, детских домов, клубов иконы, мы тщательно оберегаем детей от религиозного воспитания, но мы совершенно упускаем из виду, что имеются не только явные, всеми видимые формы воспитания, но что есть еще и формы замаскированные, не бросающиеся прямо в глаза. Эти формы самые опасные, с ними трудно вести открытую борьбу, и вот одной из таких грозных форм является "сказка , которая во всех отношениях, как мы видим, накладывает определенную печать на всю психику ребенка».

Вся эта обвинительная речь направлена в адрес народных сказок, о которых ровно за столетие до провозглашения их «грозной формой» отравления детских душ А. С. Пушкин в письме к брату писал: «Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.