menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 2. Часть 14

Центральный детский театр 1936-1961Повесть С. Д. Мстиславского охватывала ряд лет, предшествующих гибели Баумана, — его борьбу с меньшевиками, деятельное участие в выпуске «Искры», арест и смерть от руки наемного убийцы. Эти же события вошли в инсценировку. В ней сказались недостатки многих авторских инсценировок, когда литератор, неопытный в драматургии, старался вместить в жесткие рамки пьесы огромный ворох событий, дат и мест, действующих лиц, легко размещающихся лишь на страницах объемистой повести.

Над пьесой начал работать Л. А. Волков, текст инсценировки подвергся существенной переработке: сокращались эпизоды, переписывались целые куски, отдельные сцены.

Театр ставил перед собой задачу правдиво раскрыть картины революционной борьбы, живо и эмоционально воссоздать образы революционеров, быть точным в обрисовке исторических событий. И декорации М. С. Варпеха, очень лаконичные и выразительные, давали верные приметы эпохи, помогали почувствовать напряженную и тревожную атмосферу тех лет.

Документальность происходящего подчеркивал специальный занавес, изображающий первый лист газеты «Искра». Отчетливо выделялся заголовок и дата, соответствующая событиям действия. Столбцы газетных строк постепенно тускнели, и сквозь тюлевый занавес проступали декорации.

Обилие картин и необходимость быстрой смены декораций привели к введению в спектакль интермедий. Они шли на фоне рисованных задников, изображающих то заснеженную московскую улицу с уходящей перспективой домов, то далекую окраину с покосившимся забором и засохшими деревьями, где собирались подпольщики. Интермедии расширяли рамки действия и подчеркивали масштабность происходящего.

Сумев найти верный исторический фон, постановочный коллектив потерпел поражение в ряде сцен, где следовало вскрыть революционно-романтическую струю пьесы. Сказались и недостатки инсценировки, но главная вина пала на театр, который перевел спектакль в излишне бытовой план. Массовые сцены в большинстве своем носили иллюстративный характер. Последнее отчетливо сказалось в финале.

Осенний день, в туманной дымке памятник Пушкина, тонкие ветви сухих деревьев, высокие фонарные столбы. У памятника — толпа, мелькают рабочие картузы, платочки, студенческие фуражки, дамские шляпки; стоящие сзади, крепко взявшись за руки, оберегают тех, кто произносит слова прощания.

В специальной ремарке на экземпляре пьесы помощника режиссера стоят слова: «на аплодисменты открыть занавес — живая картина».

Такой живой картиной выглядела и вся финальная сцена, о которой действительная участница этих событий Е. Д. Стасова писала: «Этот эпизод слаб потому, что на сцене действует лишь небольшая кучка людей, и потому еще, что речь Ирины, одной из сотрудниц Баумана, не поднимает духа, не зажигает слушателей, не доводит их настроения до кипения, как это было на самом деле, когда после похорон немедленно начались столкновения с полицией».

Недочеты спектакля во многом искупались игрой актеров. В архиве педагогической части театра хранится объемистая папка отзывов школьников с надписью «Грач, птица весенняя». Перелистывая их, убеждаешься, что спектакль более всего привлек юных корреспондентов образами революционеров. По собственному признанию, школьники обрели в них живой «пример сильной воли, мужества и готовности отдать свою жизнь за свои убеждения», и отчетливо почувствовали духовную близость героев спектакля с героями Отечественной войны.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.