menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 4

Центральный детский театр 1936-1961В послевоенные два-три года детские театры сумели восполнить пробелы своего репертуара лишь за счет инсценировок. И лидером на этом пути стал Центральный детский театр. На его сцену герой-современник пришел со страниц повестей и романов В. П. Катаева, Н. А. Островского, Л. А. Кассиля, В. А. Каверина.

«Сын полка» (1945), «Как закалялась сталь», «Дорогие мои мальчишки» (1947) и «Два капитана» (1948) — работы театра, очень различные по своему художественному уровню. Каждая из них не лишена недостатков, порой, как это отчетливо выявилось в «Дорогих моих мальчишках», весьма существенных. Ставили их разные режиссеры: В. С. Колесаев («Как закалялась сталь» и «Два капитана»), А. И. Рубин («Дорогие мои мальчишки»), П. В. Никандров («Сын полка»).

При всем различии этих спектаклей в них было и общее: в каждом из них шла речь о герое нашего времени, о том, что объединяло прославленного Павла Корчагина, летчика Александра Григорьева, деревенского паренька Ваню Солнцева и мальчишку ремесленника Капу Бутырева. И в раскрытии этого общего, неотъемлемо свойственного советским людям, вне зависимости от их возраста и занятий, — основная ценность поставленных спектаклей.

Наконец-то на сцене ЦДТ появился герой-современник, его так жадно и долгие годы тщетно ждали зрители.

Первым пришел сын полка Ваня Солнцев. Изрядно потрепанная кацавейка мешком обвисла на худеньких мальчишеских плечах, грязные, порядком послужившие штаны не по росту коротки. Бледное лицо под копной давно нестриженных волос не по-детски сосредоточенно. Но, вопреки своему жалкому виду, мальчик не вызывает чувства сострадания. Зорок и упрям взгляд, решительна поступь, лихо надвинута на бок воинская пилотка с красной звездой — трофей, подобранный на поле боя. Душевную тягу мальчишки к воинской жизни подчеркивает и переброшенная через плечо на подобие воинского планшета холщевая торба. Ваню играла В. А. Сперантова.

Для Сперантовой духовный мир взрослого человека и юного тесно связаны. Она не видит пропасти между ними, настойчиво утверждая право ребенка на сложный и глубоко индивидуальный духовный мир. Ребенок для нее — человек с определенным характером, запросами, интересами. И это человеческое, индивидуальное в первую очередь она стремится передать в своих образах.

«Надо понять психологию героя (она у него есть, даже если ему семь лет), и правда скорее придет на сцену, чем от найденных забавных жестов и походки», — утверждает актриса.

Истинно человеческое раскрывает Сперантова в своих героях, с тонким и умным психологизмом актрисы, мыслящей как педагог и чувствующей как художник. Сперантова знает, что внутренний мир подростка гораздо сложнее, глубже и серьезнее, чем внешняя форма его выражения. И это отлично понимают те, кто посвятил себя трудному делу работы с детьми и работы для детей. Сперантова здесь не одинока и не выступает в роли первооткрывателя.

В трудах Макаренко и его собратьев по педагогике, в литературе, посвященной детям, статьях и высказываниях Брянцева и его соратников по детскому театру, в творчестве советских актрис, играющих детей и подростков, отчетливо улавливаются сходные с идеями Сперантовой мысли.


 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.