menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 11

Центральный детский театр 1936-1961Павел Корчагин наряду с героями молодогвардейцами, Зоей Космодемьянской, Николаем Гастелло стал для молодежи вдохновляющим примером.

В первые послевоенные годы, когда на сценах театров ожили образы комсомольцев — героев Великой Отечественной войны, начал свою новую сценическую жизнь и Павел Корчагин Н. Островского.

«Роман "Как закалялась сталь" — это мой ответ на призыв ЦК ВЛКСМ к советским писателям создать образ молодого революционера нашей эпохи», — сказал Н. А. Островский в своем творческом отчете Сочинскому горкому ВКП(б).

Характерно, что, обдумывая название своей будущей книги, автор в числе других выдвинул и наименование «Рождение нового человека». Именно тема рождения нового человека привлекла к произведению Островского настойчивое внимание Центрального детского театра. Это отчетливо выявилось в требованиях, предъявляемых к инсценировке. За десять лет сценической истории «Как закалялась сталь» число инсценировок романа достигло внушительной цифры. Но ни одна из них не удовлетворяла театр.

По словам режиссера спектакля 3. А. Сажина: «Мы решили, что все, что относится к образу Павла Корчагина, — это основное, и это нас интересовало в первую очередь».

Инсценировку романа делал Ф. П. Бондаренко. Пьеса рождалась в стенах театра, подвергаясь постоянным обсуждениям, и окончательно была завершена в репетиционный период. Совместные усилия инсценировщика и театра увенчались успехом: жизненный путь Павла, его духовный облик были раскрыты в инсценировке убедительно и достоверно.

Постановочный коллектив, возглавляемый В. С. Колесаевым, не ставил своей целью развернуть перед зрителем широкое историческое полотно, охватывающее разные этапы роста Советского государства. Главное для инсценировщика и постановочного коллектива было показать «рождение нового человека»: «Павел Корчагин — наш современник. Его образ очень близок нам, поэтому пьесу надо ставить не как воспоминание о минувших годах, а как страстную, живую и горячую повесть о сегодняшних днях».

Театр замыслил спектакль как произведение героико-романтического звучания, страстное и взволнованное, как песню о «человеке, который горячо любил жизнь и боролся в рядах строителей социализма до последней минуты жизни».

Революционная романтика, скупая в своем внешнем выражении и наполненная внутренней одержимостью и горячим накалом чувств и мыслей, свойственная постановке Н. П. Охлопкова «Молодой гвардии», «Зое» М. И. Алигер в Ленинградском театре Ленинского комсомола, — вот к чему стремился Центральный детский театр, ставя «Как закалялась сталь». Скажем прямо, постановка Центрального детского театра во многом уступала вышеназванным спектаклям. Но настойчивое стремление к воплощению на сцене романтики революции ощущалось в спектакле. Критик В. И. Потапов видел основное достоинстве спектакля в поэтичности и страстности. «В нем встречаются и шероховатость, и передержки в "жанровых сценах" и досадные оплошности, и пустые места, но нет равнодушия».

Театр не сумел на всем протяжении спектакля найти то сочетание реалистического и романтического звучания, которое было справедливо продиктовано основной темой романа и образом ее героя.


 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.