menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 18

Центральный детский театр 1936-1961Автору и театру, стремящимся создать вполне реальные образы детей и подростков, предстояло задуматься о том, как вывести своего героя из страны сказочных неурядиц в мир повседневной жизни. И этой задаче были подчинены дальнейшие совместные поиски театра и драматурга.

Ждать пришлось недолго. В дни, когда проходили первые спектакли «Веселого сновидения», театр приступил к репетиции новой пьесы Михалкова — «Особое задание», осенью того же года (4 октября) показав ее школьникам Москвы.

Пьеса рассказывала о задании, полученном во время пионерской военной игры мальчику Жене Хват. Он должен, переодевшись в женское платье, пробраться в лагерь противника и произвести там разведку. Успешность этого мероприятия обеспечивает победу жениным товарищам. Но когда победа достигнута, выясняется, что Женя Хват на самом деле девочка. Она вынуждена скрывать это из опасения, как бы ее не выгнали из «мальчишеской игры».

Для основных персонажей пьесы — школьников в возрасте от 10 до 14 лет — военная игра становится великолепной проверкой их личных качеств, и участие в игре позволяет ясно представить индивидуальность каждого из ее участников, готовность к подвигу.

Спектакль лишен эффектов и изобретательных находок, присущих «Веселому сновидению». Подчеркнутая скромность характерна для его внешнего облика и даже вызывает сожаление, что художник Б. А. Матрунин приглушил праздничную пестроту красок подмосковной природы на исходе лета.

Верно уловив способность ребенка, включаясь в игру, самозабвенно ей отдаваться, ясно обнаруживая в ней свои истинные наклонности и способности, постановщик спектакля И. М. Рапопорт требовал от актеров самого серьезного отношения ко всем перипетиям игры, глубокой заинтересованности в ее исходе, правды и искренности переживаний. Увлечение, с которым вели исполнители игру, проявляемая ими убежденность в ее подлинности порождали и у зрителей веру в происходящее.

Показать спектакль, в котором было бы сразу 12 школьников — мальчиков и девочек, — задача сложнейшая для театра. И театр мобилизовал все свои ресурсы, заняв в спектакле наряду с прославленными актрисами-травести Л. С. Чернышевой, К. П. Кореневой, А. Н. Кудрявцевой и актрис не столь известных и даже учащихся студии.

Образы юных участников игры исполнялись актрисами театра с точным постижением их индивидуальности и возраста. Л. С. Чернышева, выступавшая в пределах одной роли то в облике девочки, то в облике мальчика, была покоряюще убедительна. Ее Женя по природе мягкая, но задорная, добивалась успеха ясным сознанием ответственности поставленной перед ней задачи, продуманностью своих слов и поступков. В условиях пионерской игры она исполняла свой долг с такой готовностью, что зрители сопоставляли ее образ с юными героинями Великой Отечественной войны.

Ту же самоотверженность и стойкость в игре проявляют и другие ее участники. Самозабвенно включается в игру босоногий деревенский паренек Гаврик (Г. В. Хижнякова). Сосредоточенный и мрачный, он целиком поглощен «военными событиями». Попав в плен, Гаврик полон решимости остаться верным своему боевому долгу. «Режь меня, жги меня — я все равно не выдам военной тайны», — горячо бросает он «врагу». Злой отвагой поблескивают глаза, худенькая мальчишеская фигура полна решимости. Целиком захвачены игрой и деловитый, не по возрасту степенный, проникнутый сознанием ответственности, возложенной на него, начальник штаба Юра (А. И. Ознобкина), пронырливый крепыш Вова (Г. А. Иванова), наивно-восторженный Сева (М. Г. Куприянова). Один Сережа (А. Н. Кудрявцева) способен пренебречь воинским долгом, искушаемый заманчивым запахом именинного пирога. С присущим актрисе добродушным юмором и умением вникнуть в духовный мир подростка она создала правдивый образ апатичного увальня — типичного маменькиного сынка, смешного растяпы, лентяя и эгоиста.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.