А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 23
Неудача образов взрослых и в пьесе Михалкова и в спектакле не случайность. Стало печальным правилом, что в пьесах о детях взрослые появляются как существа безликие и открывают рот лишь для того, чтобы произнести какую-либо прописную истину. Ненормальность этой «закономерности» очевидна, от нее страдали и актеры и зрители.
Взрослым в пьесах о детях хронически не везло. Невезение это было затяжное, переходящее из пьесы в пьесу. Несомненно, здесь сказались и бытующие на протяжении десятилетий взгляды на ограниченность детского кругозора, неспособность детей разобраться в окружающей их жизни, опасение, что мир взрослых чужд и неинтересен для ребенка.
Педагоги в своем подавляющем большинстве не только не помогли драматургам, но во многом запутывали их, выступая с порочными утверждениями о необходимости сглаживания конфликтов, пагубном влиянии на ребенка показа дурных свойств его сверстника, невозможности воссоздания на сцене образов взрослых людей, наделенных отрицательными качествами. Эти требования порождались нелепой боязнью, что дурное поведение юного героя вызовет подражание маленького зрителя, а высмеянные на сцене плохие папы и мамы, учителя и вожатые повлекут за собой неуважение к ним и в реальной окружающей детей жизни.
Подобные рассуждения приводили к предельному примитиву в изображении взрослых в пьесах для детей. Расплачивались за подобные домыслы не только актеры детских театров, играющие роли взрослых, обреченные на творческую бездеятельность, но и дети-зрители.
Дети живут в реальном мире, где ежеминутно сталкиваются и со взрослыми, и с детьми. Искусственно изымать тех или других из поля зрения — значит извращать смысл детского театра, одна и почетных целей которого правдиво рассказать о действительности, служить ее подлинным знанием. Искусственное сужение кругозора детского зрителя диктовалось незнанием истинной природы ребенка, стремлением воспитывать детей в тепличной обстановке, активным нежеланием вводить детей и подростков в широкий мир окружающей их жизни.
В 40-е годы, когда в детскую драматургию вошел Михалков, эти тенденции обрели определенную базу в процессах современной действительности, что весьма ощутимо выявилось в литературе и прочем искусстве.
Определение «лакировка действительности», ставшее навязчивым, но довольно точно передающее смысл происходящего в советском театре как печальное следствие процессов общественной жизни тex лет, нарочитое стремление смягчить противоречия и сложности жизни особенно для тех, чей опыт так небогат, а доверие — безгранично, полностью применимо и к детской драматургии, и к педагогике тех лет с ее ограничительной заповедью «скрывать недостатки и ошибки взрослых».
Глубоко справедливы рассуждения С. В. Михалкова, высказанные им спустя ряд лет: «Та ограничительная педагогика, которая поощеряет лакировку жизни, которая лишает ребенка зоркости, умения разбираться в положительном и отрицательном в людях» убивает в нем волю, стремление к борьбе со злом. «Такая педагогика вредна детскому театру, ибо она пытается изгнать из театра правдивое изображение жизни, стремится обойти сложные вопросы и конфликты, кажущиеся ей неприемлемыми для детского театра. Вот почему и приходится сейчас говорить, что детский театр должен смелее показывать настоящую жизнь, не умолкать тогда, когда наши доверчивые и в то же время непримиримые к фальши зрители ждут от нас ответа на вопросы, волнующие их до глубины души».
Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.