menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 28

3

Потребовалось время и много усилий, чтобы семена, старательно посаженные, дали для всех очевидный урожай. То, что накапливалось постепенно и трудно, с полной очевидностью проявилось лишь В первых спектаклях 1949 года: «Где-то в Сибири» И. И. Ирошниковой (январь), «Я хочу домой» С. В. Михалкова (март).

«Где-то в Сибири» — дебют на сцене Центрального детского театра молодого режиссера Г. А. Товстоногова, «Я хочу домой» — постановка хорошо известных театральной Москве режиссеров и педагогов О. И. Пыжовой и Б. В. Бибикова. Начало сценического пути О. И. Пыжовой совпало с теми годами, когда Георгий Товстоногов лишь начал свой жизненный путь. Свое театральное образование О. И. Пыжова получила в стенах Московского Художественного театра. Ее партнерами были К. С. Станиславский, Е. Б. Вахтангов и прославленные актеры МХАТ. За ее плечами более чем тридцатилетний путь актрисы МХАТ, его Первой студии, театров Революции и Моссовета, ряд постановок, осуществленных совместно с режиссером Б. В. Бибиковым, длительные годы их совместной преподавательской деятельности в ГИТИСе и Институте кинематографии. Имя О. И. Пыжовой широко популярно в Москве и в ряде национальных республик, где заслуженное признание получили ее ученики. За 10 лет, проведенных в Тбилиси, Георгий Товстоногов поставил несколько спектаклей в местном русском ТЮЗе, Тбилисском русском драматическом театре им. А. С. Грибоедова, Грузинском государственном театральном институте им. Шота Руставели. Приход в Центральный детский театр — переломный момент в жизни Товстоногова, первые ступени той лестницы, по которой он пойдет в последующие годы.

При всем различии творческих биографий, опыта, индивидуальностей Пыжовой, Товстоногова и Бибикова их приход в Центральный детский театр сыграл важную роль в сложном процессе его становления. И в этом есть своя закономерность.

Спустя много лет в книге «Современность в современном театре» Г. А. Товстоногов напишет: «Театр не может жить без режиссера. Именно режиссер руководит театром и определяет его творческий путь. От режиссера зависят все без исключения вопросы театрального искусства. Режиссер несет наибольшую ответственность за спектакль. Он отвечает за то, что пьеса нехороша, за актеров, играющих фальшиво, за зрителей, смеющихся в неподходящих местах». Справедливость этих слов подтверждается всей художественной практикой Центрального детского театра.

Товстоногов поставил здесь всего два спектакля, но встреча театра и режиссера взаимно их обогатила. Забегая вперед, вспомним, что в том же 1949 году, несколькими месяцами позднее, Товстоногов дебютировал на сцене Ленинградского театра им. Ленинского комсомола постановкой «Где-то в Сибири», сохранив полностью редакцию Центрального детского театра. Спектакль стал первым настоящим признанием дарования молодого режиссера и в Москве и в Ленинграде. Вскоре Г. А. Товстоногов был назначен главным режиссером Ленинградского театра им. Ленинского комсомола и затем возглавил художественную жизнь Большого Драматического театра им. М. Горького.


 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.