А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 33
Хмурость и угловатость, свойственные Ване в первых картинах, слетают с него, уступая место горячей одержимости трудом, как только благодаря усилиям Наташи он получает работу в цехе.
Та же одержимость характерна и для едва держащегося на ногах от усталости начальника цеха Красовского (Е. В. Перов), и быстрой, непосредственной в выражении своих чувств Веры (Шефер), и ее подружки Гали (Т. И. Гулевич), мягкой и задумчиво грустной, и недавних юных колхозниц: разбитной, обаятельно задорной Клавы (Л. С. Чернышева), ее хмурой сестры Жени (Н. Г. Сальникова), сдержанно деловитой Кати (Булкина). Вдохновенное отношение к труду — отличительная черта и Сергея Данилова — А. М. Щукина. Вопреки нарочно солидному виду Данилова его юность прорывается во всем что бы он ни делал. Над совсем мальчишеским круглым лицом курчавятся светлые волосенки, озорно бегают по сторонам пытливые глаза, нескладная фигура его в постоянном движении. Из всех занятых в спектакле участие в нем стало памятным событием их творческой жизни. Товстоногов верно почувствовал, что герой не может выйти в пьесе Ирошниковой с запасом привычных шаблонов, имитацией жизни. И осознание этого претворилось в высоком качестве актерского исполнения.
Театр ставил спектакль, посвященный творцам новой жизни, утверждая величие трудовых дел, прославление трудового подвига. Эта мысль, настойчиво проводимая в спектакле в ее образном преломлении, находила в сердцах школьников живой отклик.
Школьники говорили о том, что видели «первую такую постановку, которая показывает очень правдиво нашу комсомольскую молодость и весь наш советский народ». Отзывы критики, выступление и прием спектакля зрителями полностью опровергли сомнения театра, достаточно ли доступен будет для юных зрителей спектакль, так серьезно трактующий современную тему. А сомнения, интересует ли пьеса Ирошниковой школьников, были у автора на протяжении всей репетиционной работы. Они рассеялись при встрече со зрителем.
Когда на первом же спектакле я увидела реакцию зала на пьесу, — говорила, суммируя свои впечатления И. И. Ирошникова, — я поняла, что все, что хотелось автору сказать, не только воспринято, но даже дополнено, и я испытывала такое теплое чувство к зрителю, что для такого зрителя мне хочется писать еще и еще».
Секрет успеха спектакля — не только в идейной и художественней его значительности, но и в точности понимания запросов и интересов современного зрителя.
Спектакль адресовался школьникам 40-х годов, и последнее обстоятельство имело решающее значение. Вернемся на десять лет назад и представим себе ту же пьесу, показанную ровесникам нынешних зрителей. Можно с уверенностью сказать, что спектакль «Где-то в Сибири» у школьников 30-х годов не нашел бы такого энтузиазма, как десять лет спустя. Великая Отечественная война и все связанные с ней послевоенные трудности стали школой жизни, в которой формировался новый зритель, значительно более знающий жизнь, острее ощущающий потребность найти в ней свое место. И такому зрителю понятен и нужен был правдивый и взволнованный разговор, мужественный и серьезный, та правда, которую нес школьникам их театр.
Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.