А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 5. Часть 4
Не случайно более ста театров страны, вслед за Центральным детским театром, включили пьесу в свой репертуар. Эта цифра во много раз превосходит количество постановок любой пьесы, рожденной в стенах ТЮЗов в эти годы.
Через год Розов принес в Центральный детский театр новую условно названную им «В наши дни». Замысел ее автор определил словами: «без знаний, без непрерывного движения вперед невозможно совершенствование в любой профессии». На художественном совете пьеса не вызвала общего признания. Наиболее активным ее сторонником выступила М. О. Кнебель, считавшая, что работу над пьесой надо продолжить, ибо «... в ней есть правдивая атмосфера жизни, конфликты, образы советской молодежи. Она безусловно будет волновать зрителей». После доработки пьеса вновь была прочтена в театре, и вскоре М. О. Кнебель включилась в работу над ней в качестве постановщика. И уже в непосредственном контакте с режиссером, в процессе репетиций пьеса окончательно была завершена автором.
«"Страница жизни" — очень типичная вторая пьеса.., — писал в одной из первых статей, посвященных творчеству Розова, драматург А. А. Крон. — Ко второй пьесе приобретается боевой опыт, но еще недостаточный. Поэтому и достоинства и недостатки становятся очевиднее. В "Странице жизни" есть эпизоды, где без труда угадывается автор пьесы "В добрый час!". А есть места попросту скучные. И особенно скучны они именно потому, что сосуществуют рядом со сценами, написанными в другой, более сложной и увлекательной манере, более ярким и точным языком».
Позднее Розов признался, что в «Странице жизни» он «поставил перед собой чисто практическую задачу: напишу, сказал я себе, пьесу на материале, который мне почти совершенно незнаком, и этим проверю, могу ли я быть профессиональным драматургом».
«Страница жизни» (13 июня 1953 года) утвердила Розова на драматургическом поприще. Но как и при первой встрече Розова с Центральным детским театром, при сдаче экзамена на профессионализм драматургу помог театр.
Многие недостатки пьесы были преодолены театром. Об этом писал А. Д. Дикий: «В спектакле излишняя сентиментальность уступает место мужественности, подлинности чувств героев, а камерность отступает перед уменьем режиссера сконцентрировать в каждом характере черты, присущие целому поколению советской молодежи. Спектакль "Страница жизни" радует глубиной режиссерского мастерства, дружным ансамблем, творческим единодушием, сказавшимся в работе коллектива».
Скромность внешнего рисунка, неприязнь ко всякого рода назойливым подчеркиваниям, броским внешним деталям, самовыявлению в ущерб логике развития сценического действия, большая человечность характерны для режиссуры Кнебель. В работе с актерами Центрального детского театра она проявила себя чутким и мудрым педагогом. Характеризуя особенности дарования Кнебель, режиссер Б. А. Львов-Анохин писал: «В лучших своих работах она находит путь к самому сердцу актеров и зрителей. В ее спектаклях обычно присутствуют атмосфера человечности, внутренней чистоты, умной человеческой теплоты. Мы чувствуем, понимаем, что режиссер, создавший такие спектакли, как "Страница жизни" или "Иванов", смотри на мир и людей глазами внимательными и добрыми, умными и новыми».
Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.