menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 5. Часть 7

Театр раздвинул привычные для детских театров рамки тюзовской драматургии, и это не отпугнуло, а только привлекло к нему школьников.

Дружба, взаимное понимание театра и драматурга укреплялись. Пройдет еще полтора года, прежде чем на афише Центрального детского театра появится новая пьеса В. Розова. И ее название прозвучит для театра символически — «В добрый час!».

Нисколько не умаляя значительности последующих постановок каждая из которых была в чем-то приметной не только для Центрального детского театра и Розова, но и для театральной жизни Москвы, нельзя не признать особого, принципиального значении постановки «В добрый час!» (30 декабря 1954 года).

Не в пример первым двум пьесам Розова, на сей раз театр встретился с произведением новаторским, остро современным, не только по внешним приметам времени, но по проблемам, глубоко актуаль ным для школьников 1954 года.

Школьники и педагоги восприняли спектакль Центрального детского театра как большое событие в своей жизни. По словам старшеклассников, они «долго ждали такой пьесы», которая «заставляет задуматься над смыслом жизни, над тем, как правильно идти в жизнь».

Зрители благодарно откликнулись и на первые две пьесы Розова. Их радовала в героях похожесть на них самих, волновала достоверность. В школьниках Розова много было привычного, устоявшегося, так же, как привычен был избираемый ими путь, — благополучное завершение школьных экзаменов, поступление в институт.

В «Добром часе» появился новый герой, непривычный, но удивительно жизненный. Он будоражил мысль и чувства, заставлял пристально и тревожно заглянуть в сокровенное, звал к новому, еще неизведанному, звал настойчиво и требовательно.

«Каким быть?» — основной вопрос, волнующий героя розовской пьесы, — столь же волнующ и важен и для его сверстников из зрительного зала. Старшеклассники верно почувствовали новаторское значение Розова, то, что «впервые в ней поднят в детской драматургии вопрос о принципиальности, о честности перед самим собой, перед комсомольским билетом».

Анатолий Эфрос, в недавнем прошлом выпускник режиссерского факультета ГИТИСа. За короткий срок Эфрос поставил несколько спектаклей в Москве и Рязани. Центральный детский театр, верный своей традиции выдвижения, и на сей раз не ошибся, поручив молодому режиссеру постановку пьесы, принципиальное значение которой отчетливо виделось коллективом.

Успешность содружества Розова и Эфроса — не случайность. Пьесы Розова Эфрос воспринимает как «боевые и гражданские», повествующие о том, «как надо жить, как относиться к людям, к жизни, к работе, каким нужно быть сегодня».

Близость творческого почерка драматурга и режиссера проявилась в первой же постановке. Работая над пьесой «В добрый час», режиссер, казалось, строго следовал за драматургом. Но это не было ученическим воспроизведением авторских ремарок и советов, а устойчивым стремлением глубже проникнуть в замысел драматурги, найти точные выразительные средства, помогающие раскрыть мысли автора, предельно глубоко и многогранно вдохнуть истинно живую душу в образы розовской пьесы.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.