menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 6. Часть 9

Центральный детский театр 1936-1961«Друг мой, Колька!» — одно из счастливых исключений на в общем весьма безрадостном фоне спектаклей для школьников пионерского возраста.

Театр ставил спектакль для пионеров, и в этом «детском» спектакле с предельной ясностью сказались художественные искания театра, его стремления быть правдивым и честным со своим зрителем, воспитывать правдой, высокими образцами искусства. Страстное обличение тупой косности, и равнодушия эгоизма не заслонило мотивов жизнеутверждения, боевой непримиримости, настойчивых и плодотворных размышлений — «каким быть» и поисков своего пути.

О том, «каким быть», Центральный детский театр размышлял и в «Бывших мальчиках» Н. А. Ивантер (29 декабря 1960 года). И здесь может быть с еще большей настойчивостью, ибо пьеса Ивантер по всему своему строю более располагала к тону размышления.

Как Хмелик и когда-то Розов, Н. А. Ивантер дебютировала в роли драматурга на сцене Центрального детского театра. Более того, благодаря настойчивости членов коллектива театра Ивантер, в прошлом пионерский и комсомольский работник, а позднее литератор, вошла в драматургию. «Должна честно признаться, — рассказывала она, — что если бы не работники литературной части, которые после моей повести "Снова август" угадали во мне "потенциального драматурга" и уговаривали написать пьесу для вашего театра — эта пьеса никогда не была бы написана».

То, что Ивантер пришла в драматургию не из театра, как Розов, и не из журналистики, подобно Хмелику, а из литературы, сказалось на ее драматургическом первенце. «Я ни разу не встречался с таким авторским повествовательно-спокойным почерком», — признавался Эфрос.

Пьеса Ивантер — это раздумия о жизни, о подлинной человечности, о высокой требовательности к людям.

Вчерашний десятиклассник Володя собрался со всем своим выпуском отправиться в дальние края на строительство электростанции. Его увлекает и романтика строительства, и жизнь в дружном школьном коллективе, и то, что с одной из его участниц его связывает сильное юношеское чувство. Но вопреки собственным склонностям и настояниям друзей Володя остается в родном городе и поступает в интернат вожатым. Делает он это естественно: так уж получилось, что сосед Саня Тюриков остался без матери и отца и всем своим мальчишеским сердцем привязался к Володе. Так они и вступили в интернат, где в среде умных, чутких, душевно чистых людей Володя проходит свою жизненную школу.

Пьесе Ивантер чужды императивные утверждения, жирно расставленные курсивы, она задумчиво-лирична по своей тональности, душевна и уважительна к духовной жизни больших и маленьких. В отличие от пьесы «Друг мой, Колька!», где, по словам Эфроса, бешено развивающийся азарт», пьеса Ивантер построена на «психических тонкостях, на раздумчивости». Чтобы «переключиться» на автора, почувствовать строй его мыслей, чувств, особенностей драматических поисков, метода», режиссер и руководимый им коллектив пошли ставшим уже привычным для них путем углубления в психологическую основу пьесы, раскопок духовных глубин.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.