menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 6. Часть 11

Центральный детский театр 1936-1961И для Юли — Е. Н. Фирсовой, девочки, выросшей в детском доме, — главное не в том, станет ли она поэтессой. Скорей всего ее стихи так и останутся достоянием близких друзей, и жалеть об этом никому не придется, но своим любовно-бережным отношением к человеку Юля внесет светлую радость в жизнь окружающих ее людей, обогатив их щедростью своего сердечного тепла. Бытовые детали очень точно найдены актрисой. Девочка выросла без материнской ласки. Есть в ней горькая тоска по семейному теплу, болезненно, но сдержанно она переживает безнадежность своей любви к Володе. Юле, окончившей школу, трудно покидать детский дом, с которым она так сроднилась, и начинать новую самостоятельную жизнь. Все эти горести актриса не затушевывает, но и не подчеркивает. Светлый духовный мир Юли, ее любовь к людям нисколько не померкнут от личных неудач и сейчас и в будущем, как бы грустно в дальнейшем ни сложилась ее личная жизнь. Самый близкий человек для нее, ее идеал — директор детского дома Вадим Николаевич. И эта близость и духовное родство очень ощутимы в Юле — Фирсовой и Вадиме Николаевиче — Е. В. Перове, вопреки разнице в годах и характерах. Пристально, мягко и не без тревоги следит уже немолодой, много переживший и перечувствовавший человек за девочкой, вступающей в жизнь. Он не может оставаться безразличным к бедам своих воспитанников. Равнодушие чуждо этому на первый взгляд очень спокойному и выдержанному человеку. Забота и внимание к людям сочетаются в нем с беспокойством о них, желанием глубоко проникнуть в их думы, понять и помочь. Интонации Перова мягки и сердечны, говорит он негромко, исключая те случаи, когда несправедливость вызывает в нем горячий всплеск гнева, движения покойны, взгляд внимателен и ласков. Бывает и так, что этот многоопытный педагог испытывает затруднения и не боится в этом признаться ни себе, ни другим. У него нет заранее готовых ответов на все вопросы, выдвигаемые жизнью, но он ищет их настойчиво, и в этой пытливости и раздумчивости — ощущение огромной силы Вадима Николаевича, его педагогическая мудрость и человечность.

Доброе и злое, тесно переплетающиеся в жизни, вступали в единоборство и в постановке Эфроса.

В пьесе Ивантер есть сцена, как будто и не столь уж важная для развития действия. И в Ленинградском ТЮЗе и в Кировском она проходит как бытовой эпизод, ничего не решающий для спектакля. В Центральном детском театре она звучит символически. В детский дом приходит Жена с Мужем с целью усыновить ребенка. «Приличный оклад», квартира с балконом, «Москвич» внушают Жене (так она именуется в списке действующих лиц) мысль усыновить ребенка — «у нас три комнаты, и как-то пусто... как-то странно, что нет ребенка». Ребенок выбран, и Жена абсолютно уверена, что осчастливит мальчика своим комфортом. Но в единоборство с ней вступает детдомовская уборщица Тетя Дуся, у которой не только в перспективе самой отдаленной нет «Москвича», но наверняка не всегда наскребется на троллейбус. Она привязалась к мальчику, выхаживала его во время болезней, он стал для нее родным.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.