menu-options

Театр имени Моссовета (1985 год) (Ч. 3)

Начало: часть 1, часть 2

 

Театр обращается к русской классике, поставив многострадальную пьесу Чехова «Леший» с Пляттом в роли Войницкого. театр им. моссоветаОсуществляет первую редакцию поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» (режиссер А. Л. Шапс), где центральную роль с равным успехом сыграли Б. Новиков и О. Анофриев. Одним из первых на отечественной сцене исследует сложный духовный мир героев Теннесси Уильямса, раскрывая драму «Орфей спускается в ад» с В. Марецкой и Г. Некрасовым в главных ролях как движение людей друг к другу в мире, где никто никому не верит. И все время театр ищет современную пьесу, в которой смог бы воплотить свои раздумья о сегодняшнем дне, о людях, живущих вокруг. «Ленинградский проспект» И. Штока, поставленный в начале 60-х годов, на целое десятилетие остался в репертуаре театра. Рассказ о рабочей семье Забродиных, о нравственной основе нашего общества был отмечен яркими сценическими созданиями Н. Д. Мордвинова, В. В. Сошальской, В. Б. Бероева, Л. В. Шапошниковой, А. И. Баранцева, А. Т. Зубова. В этом спектакле дебютировала пришедшая из самодеятельного коллектива МГУ Ия Саввина. В этом же спектакле сыграл одну из первых своих ролей на сцене театра народный артист СССР Г. С. Жженов.
В год первого полета человека в космос Завадский писал: «Мы остро почувствовали внутреннюю связь между рывком советского человека в космос и тем, как ведут себя наши герои». Юрий Гагарин был гостем театра на спектакле «Бунт женщин», поставленном по своеобразной пьесе Назыма Хикмета и Виктора Комиссаржевского, написанной по мотивам пьесы датского драматурга Кнута Сандербю, страстно предостерегающей мир от опасности новой войны. Член Советского комитета защиты мира Завадский был одержим созданием этого спектакля-митинга. В финале зритель, увлеченный спектаклем, вовлекался в непосредственное действие. Спектакль приобрел широкое общественное звучание. И снова театр обращается к прозе. На этот раз был выбран роман Д. Павловой «Совесть». В центр спектакля, поставленного Завадским и Шапсом, была вынесена фигура непримиримого к фальши и приспособленчеству партийного руководителя Мартьянова, которого с большой убежденностью сыграл Г. Некрасов.
Иной, мягкой лирической тональностью была пронизана работа Анисимовой-Вульф над сценарием В. Розова «АБВГД...». Спектакль, названный «В дороге», открыл москвичам новые имена: Н. Дробышевой и Г. Бортникова. Этот спектакль имел наибольший успех в Париже, где театр уже в ранге академического гастролировал на сцене Театра Наций. Коллектив вошел в пору творческой зрелости. К нему пришло широкое признание. Этот период был ознаменован третьей редакцией «Шторма». Спектакль, стилизованный под диспут, открывался парадом всей труппы театра во главе с Завадским. Его обращение в зал было продиктовано желанием связать прошлое театр им. моссоветас настоящим, революционное содержание – с современностью театральной формы. Огонь души – с покоем осмысления.
Печать мастерства отмечала «Милого лжеца» Дж. Килти, где в ролях Бернарда Шоу и Стеллы Патрик Кэмпбелл виртуозно вели свой диалог Р. Плятт и Л. Орлова.
В спектакле «Цезарь и Клеопатра» Плятт сначала появлялся в образе самого Шоу, а затем перевоплощался в Цезаря. Так неожиданно был решен образ главного героя молодым режиссером Е. Завадским в спектакле, поставленном по пьесе самого парадоксального драматурга XX века. Роль Клеопатры, сыгранная на премьере Н. Дробышевой, стала дебютом М. Тереховой, закончившей третью студию Завадского. Питомцы студии, среди которых известные ныне зрителю А. Леньков, Ю. Кузьменков, Б. Щедрин, В. Бутенко, активно вошли в репертуар рядом со старшими мастерами. Молодым принадлежала идея создания театра в фойе, открывшегося спектаклем «Дуэль» М. Байджиева, для которого молодой режиссер Щедрин нашел новое решение сценического пространства и неожиданные грани актерской выразительности. По сей день украшением театра в фойе является спектакль «Эдит Пиаф», где главную роль с большой одухотворенной силой играет Н. Дробышева. В «Дядюшкином сне» по Достоевскому сверкало каскадом актерских удач старшее поколение: с щедрым гротеском сыграл князя Михайлов, острой выразительностью была отмечена игра Марецкой, Раневской и Бероева, создавших образы Марьи Александровны и Мозглякова, отточенным мастерством блеснула в роли Карпухиной Бирман. К концу 60-х годов расстановка сил в театре складывается так, что основную тяжесть репертуара принимает на свои плечи новое поколение моссоветовцев. Этот процесс неожиданным образом преломился в пьесе А. Штейна «Аплодисменты», где Плятт и Бортников сыграли двух режиссеров – отца и сына, в сложном диалектическом противоборстве делающих одно дело, имя которому – Театр.
В Театр имени Моссовета на разовые постановки приходят ведущие режиссеры. «Странную миссис Сэвидж» ставит Л. В. Варпаховский. Обаятельный образ чудаковатой героини совершенно по-разному трактовали сначала Раневская и Орлова, позднее Марецкая и Шапошникова. Один из давних питомцев студии Завадского режиссер А. В. Эфрос осуществляет для Раневской и Плятта «старомодный спектакль» «Дальше – тишина». Тот, кому довелось увидеть в роли Люси Купер замечательную советскую актрису Фаину Георгиевну Раневскую, навсегда сохранит в себе чувство изумления перед ее редким дарованием. А с какой бережностью к партнерше вел свою роль Ростислав Янович Плятт! Какое непоказное благородство демонстрировали в этом спектакле признанные мастера!
Свою центральную работу в конце 60-х годов создал Завадский. Это была долгожданная для художника встреча с Достоевским. театр им. моссоветаРазвернутая, многоплановая композиция С. Радзинского по роману «Преступление и наказание», названная «Петербургские сновидения», сразу обозначила жанр спектакля – «трагипророческий балаган». Мучительные духовные искания Раскольникова с подлинной страстью воплотил Г. Бортников. Аналитическим постижением бездны души человеческой была отмечена работа над этой же ролью Г. Тараторкина, уже сыгравшего Раскольникова на экране. Как дальний свет манила к себе Соня – И. Саввина.
Надрывным протестом против несправедливости жизни звучал монолог Катерины Ивановны, мастерски сыгранной И. Карташевой и В. Талызиной. Сводил счеты с жизнью загадочный Свидригайлов – М. Погоржельский. Распятый горем и унижением, погибал Мармеладов – Г. Слабиняк. Резкую, острую характерность нашла для роли старухи процентщицы О. Калмыкова. Фантасмагорические фигуры, населявшие жесткую, цвета ржавчины, железную конструкцию, воздвигнутую на сцене художником А.П. Васильевым, были словно из кошмарного мучительного сна Раскольникова, от которого он пытался освободиться, очнуться, очиститься, вернуться к людям. Завадский репетировал молодо, неистово добиваясь в звучании ансамбля единства, гармонии. Исполнившая роль Амалии Ивановны Э. Марголина вспоминает, что Юрий Александрович долго и тщательно работал в этом спектакле над гримом персонажей. Но, узнав, что врачи запретили актрисе гримироваться, нашел для ее образа другие выразительные средства, иную пластику. «Работать с Юрием Александровичем над этим спектаклем было счастьем. Ничего не навязывая, не показывая, он зримыми ассоциациями будил актерскую фантазию. С ним легко искалось, легко пробовалось. Вера в актера, любовь к актеру, большая чуткость были неотделимы от режиссерского почерка Завадского».
Важнейшей удачей спектакля стал образ следователя Порфирия Петровича, новаторски решенный Леонидом Марковым. То вкрадчивый и коварный, то вдруг беззащитно открытый, многомерный и не похожий ни на кого, Марков в этой работе сразу зарекомендовал себя интересным мастером.
Спектакль этот был показан зрителям Болгарии, Румынии, Югославии, ГДР и Чехословакии. Газеты отмечали глубину постижения театром одного из самых сложных романов великого исследователя души русской.
«Петербургские сновидения» стали лебединой песней выдающегося советского режиссера Ю. А. Завадского.
Начались 70-e годы... Для коллектива это были годы утрат и перемен. В фойе Театра имени Моссовета есть галерея портретов, с которых смотрят люди, отдавшие этому театру свою жизнь. Их имена нам хорошо знакомы. Постоим у этой стены. Народные артисты СССР В. П. Марецкая, Н. Д. Мордвинов, Л. П. Орлова, народные артисты РСФСР Е.О. Любимов-Ланской, И. С. Анисимова-Вульф, С. Г. Бирман, С.С. Годзи, Т. С. Оганезова, Г. А. Слабиняк, заслуженные артисты РСФСР В.Б. Бероев, П. И. Герага, А. Л. Шапс.
Среди этих портретов и фотография того, кто почти сорок лет возглавлял Театр имени Моссовета, его бессменного главного режиссера, народного артиста СССР, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР, Героя Социалистического Труда Юрия Александровича Завадского. Последние годы его жизни были заполнены большой педагогической работой, теоретическими исследованиями, поисками соединения театра с г наукой, лабораторными опытами. Мастер все дальше отходил от режиссерского театр им. моссоветастолика в глубине притемненного зала. Теперь он чаще работал над совместными постановками, осуществлял над ними художественное руководство. Но был спектакль, за которым он следил постоянно.
Гостей, приходивших на «Петербургские сновидения», он сам встречал в зале, вслушивался в отзывы, беседовал с критиками. Этот спектакль питал Завадского, давал ему жизнь.
Юрий Александрович оставался душой, совестью театра. Театр продолжал двигаться дальше, но уже шел перевод на другие рельсы. Нужно было перестраиваться на ходу, привлекать новую режиссуру, способную работать практически, продолжать репертуарную линию театра, укреплять завоеванные позиции. Театру требовалось боевое пополнение. Предстояло непросто заменить ушедшее поколение. Театру необходимы были мастера, близкие по духу, единые по школе, по творческому методу.
Сегодня репертуар театра уже невозможно представить без трагического спектакля «Братья Карамазовы», поставленным народным артистом РСФСР Хомским с щедростью режиссерской палитры, без «Живого трупа» Толстого, тщательно выстроенного Б. Щедриным для исполнителя главной роли Л. Маркова. Протасовское непротивление сменяется непримиримостью, когда Марков преображается в персонажа социальной драмы В. Черныха «Превышение власти», публицистически остро решенной Хомским. Почти десятилетие жил на сцене сделанный Завадским и Хомским спектакль «День приезда – день отъезда», где неожиданный ракурс в изображении современного героя нашел Г. Тараторкин.
В последние годы мощные технические возможности оснастили театр, неизмеримо выросла сценография, возглавляемая заслуженным художником РСФСР Э. Г. Стенбергом. Сценическая условность, некогда приходившая в замешательство апологетов унылого бытоподобия, стала повседневной художественной практикой. Сценография из фона превратилась в сферу, где основой постановочного замысла служит метафорическое мышление.
В поставленном С. Юрским спектакле «Тема с вариациями» Стенберг воссоздает на сцене не что иное, как Театр, подчеркивая, что дело о любви будет решаться в высшей инстанции – не персонажами, а именно актерами – Р. Пляттом, М. Тереховой, Н. Теняковой и С. Юрским, чей художественный авторитет для зрителей неоспорим. В другом спектакле Юрского – «Правда – хорошо, а счастье лучше» Островского – незабываем финальный уход Филицаты, когда, помахивая платочком, двигалась в тревожном переплясе Раневская и, теряя очертания, сливалась с темнотой.
Разные имена, противоположные пристрастия. Чьей же воле подвластно единство всего гигантского театрального организма? Последние годы театр возглавлял президиум художественного совета под председательством директора театра, заслуженного работника культуры РСФСР Л. Ф. Лосева. В президиум вошли ведущие мастера сцены – народный артист СССР Р. Я. Плятт, народные артисты РСФСР Л. В. Шапошникова, Г. Г. Тараторкин и П. О. Хомский, назначенный в 1985 году главным режиссером театра. Они взяли на себя ответственность за сегодняшнюю судьбу театра, ибо театр не может жить прошлыми успехами и будущими надеждами. Существует настоящее время. Данное нам. И именно это время призван познать и воплотить художник. Теперь адрес Театра имени Моссовета не ограничивается одним садом «Аквариум». На Фрунзенском валу открыта его Малая сцена. В ней залог будущего театра. Самобытные экспериментальные работы Малой сцены привлекли внимание театральной общественности. В маленьком зале на Фрунзенском валу работают энтузиасты, те, с кем связывают новое слово в театральной эстетике.
С большим интересом встречены постановки А. Казанцева и К. Гинкаса по пьесам «Если буду жив...» и «Пять углов». Главные роли в них исполняют Наталья Тенякова, Нина Дробышева и автор пьес Сергей Коковкин. Неизменным успехом у зрителей пользуется «Месса по деве» Ю. Эдлиса в режиссуре И. Данкмаи. Широкий общественный резонанс получил спектакль «Сашка» по повести В. Кондратьева. Постановочный коллектив спектакля во главе с молодым режиссером Г. Черняховским удостоен премии Московского комсомола.
Творческий поиск Малой сцены ярко сформулирован в спектакле «Печка на колесе» – лубочной комедии смоленской писательницы Н. Семеновой. Метафорическая условность режиссерского построения Б. Щедрина причудливо соединилась с безусловной достоверностью образа героини, которую щедро и радостно играет Н. Тенякова. Легкой нюансировкой разработки характеров отличается спектакль М. Вайля «Премьера» по пьесе грузинского драматурга Л. Росеба. Имена молодых режиссеров Театра имени Моссовета привлекают интерес критики. Малая сцена на Фрунзенском валу явилась стартовой площадкой для К. Гинкаса, Г. Черняховского, М. Вайля. Метод «крупного плана», пристального внимания к персонажу с успехом используется и на главной сцене театра. Драма Г. Ибсена «Гедда Габлер» в постановке Гинкаса, в удивительном по стилю оформлении С. Бархина стала заметной вехой в освоении классического наследия. Гинкасу удалось создать в спектакле редкостный ансамбль: Н. Тенякова, С. Юрский, Г. Бортников, Е. Стеблов – целая плеяда мастеров нового поколения.
Актеры разных поколений объединены П. Хомским в спектакле «Суд над судьями», поставленном по мотивам сценария американского драматурга Э. Манна. Над судейским столом возвышается фигура честного и совестливого человека в мантии – судьи Хейвуда, ставшего в исполнении Ростислава Яновича Плятта центром всего спектакля, который повествует о вечно живых уроках Нюрнбергского процесса. Изощренную мимикрию защитника разгромленного фашизма демонстрирует Г. Тараторкин в роли адвоката Рольфе. Его антиподом предстает сыгранный Г. Жженовым прокурор Лоусон. Спектакль возвращает нас к прошлому, чтобы мы помнили о настоящем и могли разглядеть будущее. Пафос его выражен просто и решительно: «Нет войне!»
Театр продолжает свой путь, и нам трудно, стоя у подножия 90-х годов, Охватить одним взглядом ближайшие вершины. Надо отойти от них дальше, чтобы увидеть подъемы и провалы в единой цепи, в единой взаимосвязи со всей историей Театра имени Моссовета. Время все расставит на свои места, время покажет, что из ныне идущего репертуара останется в этой истории. Нам же остается жить в сегодняшнем времени, по мере таланта создавая его обобщенный портрет, пытаясь воплотить его силу и нравственность.
Когда-то Владимир Иванович Немирович-Данченко сказал, что жизнь театра длится максимум пятнадцать лет. За шестидесятилетнюю историю Театр имени Моссовета прожил четыре жизни: маленькая группа при Московском губернском совете профессиональных союзов, Театр имени МГСПС под руководством Любимова-Ланского, «театр Завадского» и театр сегодняшнего дня.
За шестьдесят лет спектакли Театра имени Моссовета прошли двести пятьдесят тысяч раз, их просмотрело более двухсот пятидесяти миллионом человек – целая страна зрителей.
Тысяча людей работала в театре, осуществляя гигантскую работу. Не всех мы назвали, не всех отметили в этом очерке. Да это и невозможно.
Пусть памятником всем им, именитым и безымянным, будет стоящий в саду «Аквариум» Государственный ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академический театр имени Моссовета.
 

Продолжение...