menu-options

О многогранности сатиры (А. Дымшиц, книга "Театр Сатиры"), Часть 2

Начало: часть 1

 

театр сатриыВ последующие годы — в 30-е, 40-е — у Театра сатиры были свои успехи и достижения. Значительными событиями стали постановки пьес А. Толстого, А. Корнейчука, В. Шкваркина, Е. Петрова и других драматургов. Но настоящими художественными открытиями стали постановки трех пьес Маяковского — «Мистерии-буфф», «Клопа» и «Бани», — постановки, связанные с именем В. Н. Плучека. Эти спектакли, о которых существует большая критическая и исследовательская литература, знаменовали второе сценическое рождение пьес великого советского поэта и драматурга. Вместе с тем они открыли новую, наиболее плодотворную пору в развитии Театра сатиры.
Никогда еще сатира на сцене своего театра не выступала в таком многообразии жанровых воплощений и художественных средств, как за последние два десятилетия. Наступление на все социально отживающее, мобилизация гнева и смеха на борьбу со всеми проявлениями косности, отсталости, всех и всяческих общественных уродств, борьба с идеологией, господствующей в буржуазном мире, — все это осуществляется на сцене Театра сатиры в разнообразнейших жанрах и формах.
В «Клопе» и «Бане» театр почувствовал и передал их острое современное звучание. Театр бил не только по всем мишеням, по которым стрелял Маяковский, но в духе Маяковского, в соответствии с его заветами вел огонь и по новым мишеням. Театр ощутил и воплотил на сцене революционный пафос поэта, его убежденную веру а торжество социализма и коммунизма, в созидательную поступь истории. Сильно прозвучали в обоих спектаклях утверждающие, героические мотивы сатирических пьес поэта. Своеобразная поэтика Маяковского — поэтика реалистической условности — определила решение этих постановок.
Сатирическое и героическое. Сатирическое и трагическое. Сатирическое и бытовое. Сатирическое и фантастическое. Такие синтезы нередко возникали и возникают перед нами на сцене Театра сатиры.
В «Интервенции» Льва Славина — одном из классических произведений советской драматургии, получившем новую сценическую интерпретацию в Театре сатиры,— героическое и трагическое органически сплетены с сатирическим. То же и в «фантазии на темы Всеволода Вишневского» А. Штейна — пьесе «У времени в плену». «Затюканный апостол» А. Макаёнка так и обозначен, как трагикомедия. В сказке Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» сатирическое соединяется с фантастическим. «Мамаша Кураж и ее дети» — знаменитая пьеса Бертольта Брехта — высокая трагедия и одновременно гневная антимилитаристская сатира.
Сатира и быт, мораль, психология... Пьеса Макаёнка «Таблетку под язык» не случайно названа комедией-репортажем. В основу музыкального представления по мотивам Н. Погодина «Темп-1929» положена пьеса-очерк, «озвученная» в ритмах великолепного «Марша времени» из «Бани» Маяковского. В «Маленьких комедиях большого дома» А. Арканова и Г. Горина Театр сатиры как бы возвращается к жанру обозрения, с которого он некогда начинал, но воплощает его с возросшим вниманием к проблемам нравственно-психологическим.
Я не берусь обозревать весь репертуар Театра сатиры. В нем нашли себе место и превосходные постановки классики — русской и зарубежной — и острые пьесы современных зарубежных авторов. Но мне хочется подчеркнуть, что сатира на сцене своего театра разнообразна и многогранна. И служит она всеми своими богатыми средствами единому и великому делу, которому служит советское искусство в целом,— делу коммунистического обновления мира и человека.