menu-options

Из книги "Этапы пути. Хронограф" к 25-летию Театра Олега Табакова. Часть 37.

Лев Толстой

Дьявол

Сценическая версия Михаила Станкевича

Первый спектакль состоялся 30 ноября 2011 года

Режиссер: Михаил Станкевич
Художник-постановщик: Алексей Вотяков
Художник по свету: Нарек Туманян
Композитор: Григорий Гоберник
Режиссер по пластике: Рушан Иксанов
Помощник режиссера: Анастасия Ярославцева

В спектакле играют: Максим Матвеев, Марина Салакова, Борис Плотников, Ольга Красько, Роза Хайруллина, Алексей Вакарчук, Маргарита Горюнова, Екатерина Стеблина

Мне давно хотелось поработать над «Дьяволом». Хотелось сделать спектакль свежим, молодым, сочным — как сама повесть. Потому что идея-то молодая, мысли молодые, желания. Несмотря на то, что Толстой писал эту повесть уже в возрасте.

Мне кажется, что нам удалось зацепиться за эту молодую, страстную жизнь, жизнь человеческого духа. Только без пошлости и лишних откровений.

А еще для меня важно, что этот материал собрал вокруг себя замечательных людей. Причем на всех уровнях. Прекрасные актеры! Потрясающая постановочная часть! И реквизит, и звук, и свет, и костюмы...

В работе над Толстым невольно начинаешь говорить именно о нравственных, таких немножко скучных, возможно, вещах. Тема шаткая, ведь у каждого внутри разный критерий нравственности. Когда поддаешься грехам, еще не знаешь, что будет потом. Грех, он ведь вкусный, и ты себя обманываешь, оправдываешься — что это так, ерунда, что это «нужно для здоровья», как говорит Иртенев. Но самое важное наступит потом. Потом глаза откроются и можно увидеть, что произошло на самом деле. А можно и не увидеть. Один плюнет, забудет и пойдет дальше. А вот что сделает другой? Вопрос...

Михаил Станкевич

Режиссерский дебют Михаила Станкевича сделан точно и умно. В двухчасовом спектакле «Табакерки» отлично сложился актерский ансамбль. Беспечная, как жасмин у балюстрады, матушка (Марина Салакова), застенчиво-эмансипированная жена и мыслящая соратница Лиза (Ольга Красько), меланхоличный дядюшка в летнем коломянковом пиджачке (Борис Плотников), грубоватый на фоне господ, но сметливый и здравомыслящий управляющий (Алексей Вакарчук), упорно-суетливая, ядовитая в каждом жесте и междометии, хищно и безрассудно любящая свою дочь теща Варвара Алексеевна (Роза Хайруллина) — образуют смешные и изящные группы, точно в живых картинах, славят прелесть XIX века, воздают хвалу Иртеневу.

Эта усадебная пастораль с выстрелом в финале полна современных смыслов. Человек тридцати лет, держащий на плечах семью и отдающий долги отцов, — герой новый в русской жизни. Герой сегодняшний. Без прагматизма и здравомыслия он не ступит шагу... но лихорадочные, абсолютно иррациональные силы крови, плоти, совести и рока властны над ним. Точно так же, как были властны над беспечными отцами и дедами...

В этом, кажется, и message очень достойного режиссерского дебюта в «Табакерке».

Елена Дьякова («Новая газета», 9. 12.2011)
 


Театр-студия под руководством Олега Табакова
 


Театр-студия под руководством Олега Табакова
 


Театр-студия под руководством Олега Табакова
 


Все части книги "Этапы пути. Хронограф" к 25-летию Театра Олега Табакова: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37.