menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 10

Человек незаурядный, Завадский безусловно был прирожденным лидером. Еще по просьбе Вахтангова он преподавал у учеников театральной школы, которая всегда была при Студии, ценился как художник и один из самых обаятельных в Москве молодых актеров. Он уже пробовал свои силы в режиссуре и, со стороны казалось, ближе всех был вахтанговской природе. Его постановка гоголевской «Женитьбы» стала второй премьерой Студии после Вахтангова.

Завадский опирался на подзаголовок Гоголя: «совершенно невероятное событие». Спектакль был вереницей гротескно-карикатурных образов. Оформление, придуманное С. Исаковым, состояло из нескольких полупрозрачных тканей, между которыми были помещены разноцветные источники света, отчего на сцене создавалась нереальная фантасмагорическая обстановка. Кочкарев (И. Кудрявцев) был самим чертом и его повсюду сопровождали два двойника, повторявшие каждое его движение, усиливая дьявольское наваждение. Метались зловещие женихи, сваха и тетка были похожи на ведьм. В спектакле царствовал фатальный рок, разрушавший любовь простодушно-чистых Подколесина (О. Басов) и Агафьи Тихоновны (В. Бендина). Замысел спектакля соединял черты фантастических «Петербургских повестей» с мистикой литературных толкований Гоголя Мережковским и Розановым. Актерские работы были интересными, но режиссура казалась столь замысловатой, что публика «Женитьбу» не поняла и не приняла.

Конечно, эта постановка Завадского, с ее гротескной фантастичностью и эксцентричностью, была отсветом великих и кошмарных вахтанговских сгущений, включая студийные «Свадьбу» и «Чудо святого Антония». Проблемы, которые Вахтангов решал в «Чуде» и «Гадибуке» - столкновение дьявольского, святого и человеческого, - ставил перед собой и Завадский, но чем серьезнее и сложнее он брал задачу, тем сокрушительнее оказался провал. Разгром спектакля, из-за которого его пришлось очень скоро снять с репертуара, лишь усугубил сложные взаимоотношения в Студии. Любя и ревнуя Завадского, студийцы органически были не в силах признать его единоличное руководство.

После долгих обсуждений Завадскому пришлось оставить пост директора. Вскоре он ушел в Художественный театр, где вернувшийся с гастролей Станиславский возлагал на него большие надежды. Завадский сразу начал репетировать Чацкого и в том же 1924 году стал организовывать свою собственную студию. А на собрании вахтанговцев было решено избрать директором другого актера - Освальда Глазунова. Позже станет ясно, из каких ярких актеров состояла первая труппа театра, поколение учеников Вахтангова: Б. Захава, И. Толчанов, Р. Симонов, Б. Щукин, И. Мансурова, Е. Алексеева, М. Синельникова, А. Ремизова, О. Глазунов, В. Куза, О. Басов, И. Кудрявцев, В. Львова, Л. Шихматов, Н. Русинова, Л. Русланов, В. Вагрина, В. Попова, К. Миронов, И. Рапопорт. Не было лидера - режиссера.

Именно в это, критическое для вахтанговцев время, на горизонте появился Алексей Попов - давний товарищ Вахтангова по Первой студии МХТ. Проведя несколько лет в русской провинции, Попов, «идейный мечтатель», по выражению Станиславского, упорно и убежденно работал, пытаясь создать вне Москвы серьезный театр по образцу МХТ, вернее, даже его Первой студии, но вынужден был в конце концов вернуться в столицу.


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.