menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 12

Театральный сезон 1924/25 года, так удачно начавшийся для вахтанговцев, был шумным: хоть и в неполном виде, осуществился, наконец, замысел Немировича о возрождении МХАТ - Вторая студия влилась в основную труппу, став впоследствии ее знаменитым «вторым поколением». Первая студия открыла этот сезон уже как самостоятельный театр, МХАТ 2-й, и в ноябре, после премьеры Попова у вахтанговцев, его прежний товарищ по студии Михаил Чехов, руководитель театра и первый его актер, появился в роли Гамлета.

Следующую премьеру вахтанговцев - по старинному водевилю Д. Ленского «Лев Гурыч Синичкин» (первую большую работу Рубена Симонова) -ожидали в декабре.

Студия жила, как при Вахтангове, в голодные ученические времена, -делать все приходилось самим. Перед премьерой вывешивались объявления, написанные красным карандашом, словно сводки с действующего фронта:

«С утра 28 ноября группа Яновского работает по оклейке рам, а группа Ремизовой - Мильнер - по шитью картузов и кашне».

На репетиции «Синичкина» приходил Мейерхольд. Его приглашали работать со студийцами, и он старался поддерживать вахтанговцев первые годы после смерти их учителя. Мейерхольд охотно делал кое-какие замечания и поправки, иногда даже сам вел репетиции.

С премьерой подоспели к самому концу 1924 года. И снова все заметили, что многое в новом спектакле шло от «Турандот», от ее легкой и праздничной игры, от старой сказки, лукаво оглянувшейся на современность.

Николай Эрдман многое переделал в водевиле Ленского. В интермедиях профессор товарищ Дездемонова оперировала рабочего Кассио (в просторечии - Касю), а Яго оказывался сыном владельца прачечной. Художник Борис Эрдман выстроил на сцене театрик с амурчиками и лозунгом «Искусство трудно, а критика легка». Вместо «драмы с песнями и танцами «Пизаро в Перу с испанцами», которая по сюжету водевиля идет на сцене театра Пустославцева, там должна была идти пьеса, которая пародировала бы спектакли из жизни буржуазии», повсюду появившиеся в те годы. И когда взвивался занавес в театре Пустославцева, на сцене были модные в 20-х годах декорации-конструкции, подвешенный двухколесный велосипед, а на этом фоне четыре пары танцевали фокстрот.

«Синичкин» не решал крупных театральных задач. Он был легким, стремительным, игрался в энергичном ритме и оказался очень любим зрителями.

Так после всех метаний и расколов сезон 1924/25-го дал две удачи - «Комедии Мериме» и «Синичкина». Второй сезон без Учителя показал, что Театр имени Вахтангова - жив.

Но двадцатые годы - пока еще пестрые, с их сравнительно сытым нэпом и поголовной влюбленностью в театр - исподволь уже затягивали свою петлю. XII съезд РКП(б) в резолюции по вопросам пропаганды, печати и агитации потребовал революционного репертуара. От постановки «Дядюшкиного сна», задуманной еще Вахтанговым и М. Чеховым, Попову пришлось отказаться.


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.