menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 14

Следующий сезон, 1926/27 года, открылся премьерой «Зойкиной квартиры» М. Булгакова. Театр долго добивался от драматурга этой пьесы («Это не я написал «Зойкину квартиру», — писал Булгаков. - Это Куза обмакнул меня в чернильницу и мною написал «Зойкину квартиру»). Но яркая, эксцентричная постановка Алексея Попова начала череду театральных бед в жизни Булгакова. В откликах на спектакль, бегло похвалив актеров, рецензенты совершенно уничтожали драматурга. Через три дня после премьеры в «Вечерней Москве» М. Загорский писал: «Вот автор, который умеет ловкими приемами и фокусами скрыть свою драматургическую мелкотравчатость и пустоту».

Алексей Попов совершенно не ожидал такой реакции Человек чистый, цельный, он всерьез ставил спектакль о «гримасах нэпа», которые отталкивали его, о «пошлости, разврате и преступлении». Режиссеру чужды были сомнения Булгакова - темы отчаяния, обманутости и тоски. В экспрессионистических декорациях С. Исакова он ставил трагифарс-фантасмагорию об угаре нэпманской жизни.

Актеры в этом спектакле были великолепны: Мансурова - Зойка с дьявольски поднятой вверх бровью; Симонов - увертливый авантюрист Аметистов; Толчанов - ссохшийся, страшный китаец Ган-дза-лин; Горюнов - коварный Херувим. И сколь бы ни были чужды режиссеру обитатели Зойкиной квартиры, с их пошлостью и страстью к красивой жизни, прекрасные актеры все равно играли сложнее, чем требовала тогдашняя сатира. Они приносили на сцену тоску, бездомность и униженность людей, вовлеченных в угар нэпа.

Зрители валом валили на «Зойкину квартиру», но жизнь этого спектакля была недолгой. В августе 1928 года коллегия Наркомпроса утвердила решение Главреперткома «об исключении из репертуара Театра им. Вахтангова пьесы «Зойкина квартира» за искажение советской действительности». Тем же решением были запрещены «Бег» и «Дни Турбиных» во МХАТе с их подозрительным сочувствием к «социально отверженным». Газеты писали: «Наконец-то идеологический мусор будет выметен». Скоро был запрещен «Багровый остров» в Камерном театре. Одна из статей называлась: «Театры освобождаются от пьес Булгакова». Постановку «Зойкиной квартиры» сочли репертуарной ошибкой.

И тем не менее было очевидно, что театр на подъеме - его поощряли чаще, чем ругали. Государственная дотация была очень большой, летом 1926 года первый раз перестроили театральный зал: партер удлинили, надстроили балкон, мест стало вдвое больше. Задумано было и увеличение сцены. 13 ноября 1926 года, в день своего пятилетия, Студия была переименована в Государственный академический театр имени Вахтангова.

После Вахтангова ставить спектакли в театре брались многие его ученики-актеры. Им казалось, вот-вот вахтанговский секрет будет пойман, а успех повторен. После «Зойкиной квартиры» следующую премьеру выпускал Иосиф Толчанов (Барах из «Турандот» и Магара - мужик-богоборец из «Виринеи»).


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.