menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 15

Спектакль «Партия честных людей» по Ж. Ромену (пародия на западный парламентаризм), впрочем, остался в истории потому, что здесь в качестве художника впервые появился у вахтанговцев ленинградец Николай Акимов - блестящий парадоксалист, входивший в моду. Сцена в решении Акимова представляла собой овал циркового манежа, а старичка Труадека эксцентрично играл по-клоунски одетый Рубен Симонов. Толчановская цирковая гофманиада тоже питалась вахтанговским наследством, ученически отсылая, как и спектакль Завадского, к «Чуду святого Антония».

Прошло три сезона без Вахтангова, но куда двинется оставленный им театр, было пока неясно. На одном из очередных бурных диспутов его назвали «беспризоркиной квартирой». «Нельзя иметь руководителем только заветы «мертвого льва», - был раздражен критик Блюм, - «живой пес» все-таки лучше последнего». От театра требовали «определиться».

Ориентиры были спущены «сверху». Майская, 1927 года, партийная резолюция о репертуарной политике требовала актуального репертуара, «соответствующего мировоззрению пролетариата». Худсовету пришлось усилить поиски современной пьесы. В итоге сезон 1927/28 года дал два идеологически важных спектакля: «Барсуки» и «Разлом».

Леонид Леонов инсценировал свой роман по специальной просьбе театра, и «Барсуки» стали первой заметной режиссерской работой Бориса Захавы. Спектакль следовал за «Виринеей». Расслоение деревни в годы гражданской войны режиссер задумал как «народную трагедию», в которой было два полюса, две силы - братья: большевик Павел, по кличке «товарищ Антон» (Б. Щукин), и Семен (Н. Гладков) - предводитель анархистского движения «зеленых». Постановка считалась удачей, хотя многие ее достоинства были повторением открытий «Виринеи»: и «небутафорские» крестьяне, и замечательная Настя - Алексеева, и, наконец, товарищ Антон - Борис Щукин. Удача «Барсуков» была удачей политической, - театр продолжил «актуальную» репертуарную линию, хотя проницательный рапповский критик замечал, что в спектакле акцентирована не «победа над барсуковщи-ной», а «тяжесть личных переживаний братьев».

Тем временем приближалось десятилетие Октября, и спектакль, поставленный к юбилею, должен был стать безусловно революционным.

Остановились на пьесе ленинградца Бориса Лавренева «Разлом», посвященной событиям на крейсере «Аврора». Опасаясь, что семейная драма капитана Берсенева, перешедшего на сторону матросов, может кому-нибудь напомнить «Дни Турбиных», театр просил драматурга сделать упор на матросские сцены.

Алексею Попову это давало возможность виртуозного построения массовых сцен буквально из ничего, как в «Виринее». Казалось, что на сцене появлялся весь экипаж крейсера, тогда как актеров было не больше тридцати человек. По сигналу горниста матросы высыпали на палубу с разных сторон, и, когда они встречались на середине сцены, возникало ощущение, что палуба полна народу. Офицеры строили матросов перед адмиралом в четыре шеренги так, что зрители видели как будто лишь начало длинных рядов, уходящих за кулисы. Маленькие роли играли лучшие актеры театра, даже бессловесная матросская толпа была разнообразна.



 


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.