menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 18

По театральности, яркости, ритму «Заговор чувств» был признан лучшей постановкой сезона 1928/29 года, а Алексей Попов - лучшим режиссером. Но работать ему в театре становилось все труднее. Он жаловался, что «приходится попрошайничать», выклянчивая у худсовета то пьесу, то актера, и постоянно натыкаться на высокомерно-коллегиальный отказ Попов был старше, опытнее и режиссерски сильнее, чем студийцы, стремившиеся в режиссуру. Он имел право быть лидером. Но этого не хотели вахтанговцы, настаивавшие на коллективном руководстве. Пусть Попов был соратником Вахтангова, но он пришел со стороны. «Чужой» - это понятие всегда было очень важным для вахтанговцев; десятилетиями они свято блюли «чистоту крови», принимая в труппу только воспитанников своей школы. Это могло привести к вырождению, но это же позволяло им, единственным, сохранить тот самый генетический код, который до сегодняшнего дня угадывается в вахтанговских актерах. Попов был чужим.

Заканчивался 1929 год, страшный год в истории страны. 21 декабря, отмечая 50-летие Сталина, генерального секретаря партии впервые назвали «Великим Вождем». Через неделю, 27 декабря, вождь объявил о конце нэпа, о начале новой эры и переходе к политике ликвидации кулака как класса. 1929 год становится «годом Великого перелома» - началом уничтожения крестьянства и разворачивания борьбы с «вредительством» в промышленности и сельском хозяйстве.

У вахтанговцев это период мучительных и неудачных попыток идти в ногу с временем гигантских строек и сплошной коллективизации. В марте 1930-го вышел «Авангард» В. Катаева - последняя постановка Попова в этом театре и первая его полная неудача. Отношения Попова с руководством театра осложнились настолько, что дальнейшая совместная работа становилась для него невозможной.

В состав коллективного руководства тогда входили: В. Куза, О. Глазунов, К. Миронов, Л. Русланов. Куза занимался репертуаром, Русланов, оказавшийся великолепным организатором, заведовал труппой. Административная, дисциплинарная роль, которую выполняла руководящая группа, требовала жесткой позиции в театре А. Попову, настаивавшему на самостоятельности, пришлось испытать на себе нетерпимую позицию руководства и высокомерное напоминание о том, как невелики его права. Режиссеру указывали его место.

Во главе коллективного руководства театром к тому времени уже явно стояли двое - Захава и Симонов. Борис Захава, старейший ученик Вахтангова, особенно после ухода Завадского, пользовался в театре большим авторитетом. Но Рубен Симонов постепенно вышел из тени, набирая сторонников Исход противостояния двух лидеров был еще не ясен, но свобода, которую требовал разворачивающийся талант Попова, казалась опасной.

12 мая 1930 года в «Литературной газете» появилась заметка: «Ввиду расхождения по вопросам художественно-идеологического руководства из состава Театра им. Вахтангова выбыл режиссер Алексей Попов». Так закончился целый этап в жизни вахтанговского театра - пожалуй, один из самых ярких. Сейчас, спустя годы, уход Попова, ставшего одним из лучших советских режиссеров, видится событием драматическим. Разрыв этот не принес счастья Театру Вахтангова и до конца дней оставался горьким воспоминанием Алексея Попова.


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.