menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 19

4. ТРИДЦАТЫЕ

Еще до своего ухода Попов начал работать над пьесой-очерком «Темп», угадав в первом опыте молодого журналиста Николая Погодина новый поворот современной советской темы. Позже с именем Погодина для Попова будут связаны главные удачи в Театре Революции. В 1930-м, уходя, он оставил «Темп» вахтанговцам. Постановку осуществляла уже целая режиссерская коллегия: О. Басов, К. Миронов, А. Орочко, Б. Щукин и художник С. Исаков. Спектакль этот всегда числился важным свершением в жизни театра, вахтанговцы гордились, что им принадлежит честь открытия Погодина, но, надо признать, что событие это было в большей мере идеологическое. «Темп» был первым советским спектаклем, где главенствовала тема труда.

Новизна замечалась и в жанре. По сути, это был очерк, где общая картина, включающая множество людей, составлялась, как говорил Погодин, «из мельчайших будничных дел». Обаяние спектакля, в котором играла в основном молодежь, заключалось в том, что он показывал не только массу, а отдельных людей, бытовые типы с их особыми интонациями, говором, походкой, манерой себя держать. На устремленных ввысь строительных лесах разворачивались многоплановые выразительные мизансцены. Вся страна казалась огромной стройплощадкой

Начало тридцатых действительно было временем грандиозных строек: возводились Днепрогэс, Магнитка, закладывался Комсомольск-на-Амуре. На них работали заключенные. Об их «трудовой перековке» вахтанговцам предстояло через пять лет поставить пьесу того же Погодина. Осенью один закрытый процесс следовал за другим, заканчиваясь расстрелами. Во время выхода «Темпа», в ноябре - декабре 1930 года, в Москве организуется второе - после Шахтинского дела - показательное судебное действо: процесс Промпартии, в марте - процесс меньшевиков. В том же марте вахтанговцы закончили сезон премьерой пьесы Ю. Слезкина «Путина» в постановке Б. Захавы и И. Рапопорта.

Эта пьеса, изображающая борьбу кулака с рыболовецким колхозом, не заслуживала бы упоминания, если бы не изобретательность Акимова, которого со времен «Разлома» стали называть «сорежиссером» спектаклей, настолько сильно его оформление влияло и на постановочные решения, и даже на игру актеров. Завод «Каучук» по просьбе «подшефного театра» изготовил большое количество каучуковых рыбин, которые трепетали, как живые, и одной из находок Акимова был специальный «рыбный занавес» - огромная сеть, в ячейках которой застряли судаки разной величины. Острили, что спектакль вахтанговцев получился скорее о судаках, чем о людях...

В начале следующего сезона, 13 ноября 1931 года, театр отмечал свой десятилетний юбилей. Это был не самый удачный момент в его жизни -давно не было крупного художественного успеха. Но зрители любили вахтанговцев по-прежнему, резких столкновений с властью удавалось избежать. И все же лучшие свойства учеников Вахтангова - острое чувство формы, любовь к прихотливому рисунку, легкость, изящество - могли и увянуть невостребованные.



 


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.