menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 21

Спектакль вызвал бурную реакцию. Разгромные рецензии соседствовали с восторженными. Западные критики писали, что такой «Гамлет» произвел бы фурор в Европе. Все восхищались замечательной музыкой Шостаковича, прекрасной игрой Щукина - Полония, Орочко - Гертруды и особенно Симонова - Клавдия. Казалось, новое время и новый стиль ждали энергичных, бодрых и жизнерадостных спектаклей. Но в «Гамлете» слишком смело проявляла себя индивидуальная художественная натура Николая Акимова, сопротивляющаяся унификации.

«Гамлет» шел около года, а потом был снят. Нужен был выразительный пример «формализма» - именно этот ярлык акимовскому спектаклю в итоге и приклеили. Отношения режиссера с театром после снятия спектакля осложнились. Акимов хотел продолжать режиссерскую работу, ему предлагали оставаться лишь художником спектаклей. Вскоре он ушел и возвращался лишь изредка, соглашаясь оформить ту или иную постановку.

Мой «Гамлет» произвел большой шум... и привел к следующим последствиям: Я был признан режиссером самыми широкими слоями критики и зрителей. Это было хорошо. Одновременно было решено, что я злейший формалист, опаснейшего толка. Это было плохо.

Н. Акимов

Сезон 1932/33 года был самым удачным за все тридцатые годы. Он принес «Егора Булычева» и «Интервенцию».

Пьесу «Егор Булычов и другие» готовили к сентябрю - в этом месяце по всей стране шумно праздновался юбилей вернувшегося из Италии Горького, сорокалетие его литературной и общественной деятельности. Тем ответственней была для театра постановка «Егора Булычева» - первой пьесы, написанной Горьким после многолетнего перерыва.

Этот спектакль Бориса Захавы оформлял впервые приглашенный к вахтанговцам Владимир Дмитриев - художник, способный к замечательным перевоплощениям, каждый раз новый, и в работе с Мейерхольдом, и со Станиславским. Дмитриев показал на сцене разрез двухэтажного купеческого дома - тяжеловесного, угрюмого. Именно в этом тесном, с низкими потолками пространстве шло действие, в котором, казалось, почти не было быта - настолько оно было лаконичным, ярким и выразительным. Сразу после премьеры «Булычов» был признан одной из лучших постановок театра. Горьковский спектакль действительно определил одно из важных стилевых и жанровых направлений вахтанговского театра.

Отдавая должное слаженному и стройному актерскому ансамблю, ясности и зрелости режиссуры, все говорили в первую очередь об игре Щукина - Булычева, не раз называя ее гениальной. В роли Булычева Щукин учился резкости, широте - качествам, не свойственным его прежним сдержанным героям-большевикам. Наступательная сила постоянно чувствовалась в этом Булычове - в его коренастой фигуре, крупных движениях, громком голосе, даже - в его костромском говоре на «о» и грубоватом, мужицком юморе. Булычов был весь - талант, страсть, азарт. Мятежный, задавал он Богу вопрос: за что смерть человеку? Тосковал, по-новому взглянув вокруг себя: не на той улице жил! Казалось, смертельно больной герой должен быть сумрачен, но Щукин был жизнерадостен и активен. Для него важнее всего было прозрение и бунт Булычева, его неукротимый нрав и жажда истины.



 


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.