menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 24

Сегодня ложность погодинского взгляда на эту тему очевидна, но пьеса была написана искренне, казалась сценичной, живой, и многие театры за нее схватились. Сама идея «перековки» людей увлекала тогда многих. В Реалистическом театре Н. Охлопков поставил «Аристократов» раньше, используя приемы японского театра, выходы в зрительный зал, «дорогу цветов» и т. д. Захава, репетировавший «Аристократов» в Театре им. Вахтангова, ставил себе иные задачи. Для него важно было передать труд перековки, ее тяжесть. Оформлявший спектакль В. Рындин стремился к художественному образу серого «каменного» неба Карелии. Режиссер добивался суровости, реалистической простоты и силы, которых, строго говоря, не было в погодинской пьесе. Все это невольно отяжелило ее.

Советское искусство давно уже не могло сказать правды о той жизни, которую изображало. Театр принимал пьесу как своего рода условный сюжета не реальность. Захава со всей своей художественной искренностью ставил пьесу Погодина как правду.

Начальника лагеря Громова в этом спектакле играл К. Миронов, уголовницу Соньку - Е. Алексеева, инженеров-вредителей - В. Куза и Л. Русланов. Но центром вахтанговской постановки был Костя-Капитан - рецидивист, лихой «вор в законе». Рубен Симонов играл человека талантливого, крупного. Его Костя-Капитан был ожесточенным, озлобленным, даже юмор его казался тосклив и мрачен. Симонов играл глубоко и резко, отказавшись от любимой вахтанговскими артистами внешней эксцентричности, к которой соблазнял воровской колорит. Особенно серьезен и разнообразен он был во второй части пьесы. Драма Кости-Капитана начиналась, когда его назначили руководителем работ. Симонов с замечательной остротой передавал сомнения, боязнь поверить в оказанное доверие и, наконец, пробуждение в Косте нового человека.

Среди театралов шел спор, чей спектакль лучше - Охлопкова или Захавы. Симоновский Костя-Капитан с его внутренней тревогой всегда был главным аргументом приверженцев вахтанговского спектакля.

Сезон 1935/36 года вахтанговцы начали пьесой А. Афиногенова «Далекое» в постановке И. Толчанова и оформлении И. Рабиновича. В ней речь шла о маленьком таежном разъезде, где случайно задерживается для ремонта поезд, везущий смертельно больного командира корпуса Малько в Москву для лечения. По сути, романтическая пьеса Афиногенова, показывавшая, как положительный герой и перед смертью способен изменить всю жизнь вокруг себя, во многом следовала за «Булычевым». Поначалу актеров пьеса смущала, казалось, что она прозвучит пессимистически, но нет, жизнь, бьющая в вахтанговцах через край, принесла свою бодрость и в «Далекое». Конечно, в центре спектакля был Щукин - Малько. Замечательный актер играл тепло и просто, не рисуясь мужественностью; и зрители оставались в уверенности, что этого красного командира непременно вылечат. В «Далеком» зрители впервые увидели студентку вахтанговской школы Галину Пашкову, вскоре ставшую всеобщей любимицей, - она играла юную комсомолку Женю.


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.