menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 25

«Далекое» - новый шаг к утверждению реалистического театра», - замечали критики. Это было важной похвалой - в январе наступившего 1936-го начался последний этап борьбы с формализмом: 28 января «Правда» опубликовала статью «Сумбур вместо музыки», уничтожавшую оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»), затем последовали статьи «Балетная фальшь», «Какофония в архитектуре», «О художниках-пачкунах». Последовательно уничтожалось все, что не влезало в рамки соцреализма. В феврале решением Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) был ликвидирован МХАТ-2.

Вместе с тем это была эпоха беспрерывных награждений и празднеств: с 1936 года начали проводиться декады национальных искусств с торжественными концертами и встречами с вождями; в этом же году появилось звание «Народный артист СССР», и в первом списке получивших это звание, кроме Станиславского, Немировича-Данченко, Качалова и немногих других, был Щукин.

«Жить стало лучше, жить стало веселее», - сказал Сталин. Об этом хотелось говорить и театру.

Первый спектакль сезона 1936/37 года - «Много шума из ничего» в постановке И. Рапопорта - был средоточием того, что называли «вахтанговским началом» в его легком, живом, комедийно-ироничном повороте.

Постановка Рапопорта была напоена чувством возрожденческой полноты жизни, спектакль был свеж, изящен, музыкален (множество чудесных номеров: танцев, песен, романсов на слова П. Антокольского написал для него молодой Тихон Хренников). На сцене была яркая и красочная Италия, и каждый раз, когда поднимался занавес, зрители устраивали овации прелестным - легким, ажурным - декорациям В. Рындина.

Спектакль этот был полон юмора: благородные старики Леонато и Антонио (М. Державин и А. Тутышкин) казались лукавы и жизнерадостны, жизнелюбив не по возрасту и не по сану резвый Дон Педро (Н. Бубнов), смешон окарикатуренный «злодей Дон Жуан» (М. Сидоркин) и уморительна пара комиков-буфф - стражники Клюква и Кисель (Б. Шухмин и В. Кольцов). Но главным в этом спектакле, конечно, был дуэт: Бенедикт и Беатриче.

Беатриче - Мансурова явилась ренессансной женщиной во всем блеске жизненных сил - незаурядная, обаятельная, с ярким умом, необычайно простодушная и чистая в любви. Глубокое чувство заставало Беатриче врасплох - она теряла все свое колкое остроумие и вдруг становилась женственно-стыдливой. Рубен Симонов играл веселого солдата, забияку петуха среди павлинов. Бенедикт был по-возрожденчески целостной личностью -непосредственный и открытый, он по-детски смеялся, довольный собственными шутками, но при всей своей добродушной наивности оказывался умным и подкупающе благородным в серьезные минуты. Героев соединяла не только любовь. Бенедикт и Беатриче были объединены готовностью противостоять клевете и безусловной верой в невинность тех, кого любили. Эта стойкая вера в непременную победу правды придавала спектаклю новую глубину.


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.