menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 26

Шел сезон 1936/37 года. Сгущались тучи над театром Мейерхольда, исчезли ТРАМы, прекратили существование студии Дикого и Симонова, была фактически выселена из Москвы в Ростов-на-Дону студия Завадского. Вахтанговцы попадали в общую мясорубку. Начинались такие бессмысленные объединения театров, как слияние таировского Камерного и охлопковского Реалистического Один за другим исчезали писатели, поэты, драматурги: Пильняк, Артем Веселый, Бабель, Мандельштам, Третьяков...

Судьба последней вахтанговской премьеры в этом сезоне была эхом трагических событий 1937 года. В. Куза с помощью Б. Щукина ставил пьесу В. Киршона «Главный день». Пьеса была, как называли тогда, «оборонной», на тему: «если завтра война... Играли в ней лучшие актеры театра: Б. Щукин, О. Глазунов, И. Толчанов, Б. Шухмин. Но вскоре после премьеры, вышедшей 13 апреля, Киршон, бывший глава и идеолог РАППа, тридцатипятилетний писатель-функционер, был исключен из партии, из Союза писателей, затем арестован и меньше чем через год расстрелян. Спектакль, немедленно разгромленный критикой, сняли с репертуара.

Осенью 1937 года торжественно отмечали двадцатилетие советской власти. Все театры готовили постановки к этой дате, и неутомимый В. Куза, заперев в комнате Погодина, буквально сидел над ним «с палкой», требуя закончить в срок «Человека с ружьем». Со спектаклем успели к юбилею, хотя на репетиции осталось всего два месяца.

Одновременно начиналась Лениниана и в кино: М. Ромм снимал фильм «Ленин в Октябре», где так же, как и у вахтанговцев, Ленина должен был сыграть Борис Щукин (это был совет Горького, видимо, разглядевшего в щукинском Булычеве возможность сыграть вождя). Из-за окончания съемок даже пришлось отложить премьеру в театре. Щукин ввелся в почти готовый спектакль всего за десять дней до премьеры, а огромный успех фильма оказался существен и для театра. Тем не менее образы, которые создал Щукин в кино и театре, были различны.

Для Ромма было необычайно важно отказаться от сурового образа вождя - он хотел показать «радостного гения». В спектакле все было иначе. Щукин старался точно воспроизвести походку Ленина, его жесты, интонации, особый наклон головы. Первый выход вождя Симонов поставил очень эффектно. Художник В. Дмитриев выстроил длинный коридор из самой глубины сцены, и Ленин шел энергичной, стремительной походкой издалека, зажав в руке газету и о чем-то думая, прямо на зал. Дружно ахнув, зрители в едином порыве встали, овации заглушили первую реплику Шадрина: «Уважаемый, где бы тут чайку мне?..» Щукину, бывало, приходилось по нескольку минут ждать, пока стихнут аплодисменты, чтобы ответить солдату.

Исполнение И. Толчановым роли Шадрина было замечательным. По всем данным роль эта была не его, он буквально выпросил ее у худсовета и нашел какую-то неожиданную характерность, играя человека простого, даже косноязычного, но очень основательного, серьезного.



 


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.