menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 27

Дальнейший путь Театра Вахтангова казался все более смутным. Имя Учителя уже давно было занесено в официальные святцы, опубликованная к двухлетней годовщине смерти Вахтангова его экспрессионистски-поэтическая запись в дневнике за 1919 год («С художника спросится... ») стала считаться программной статьей революционного художника. Заветы Вахтангова сохранили труппу, воспитанную им, почти на двадцать лет. Несмотря на приход новичков, она осталась вахтанговской. Теперь никто не посмел бы посягнуть на имя Учителя. Но ликвидация МХАТ-2, где Вахтангов начинал, уничтожение Мейерхольда, которым он восхищался, наконец, директивное внедрение метода соцреализма в театре, - все это создавало атмосферу, никак не способствующую свободе творчества. Как остаться собой под прессом «омхачивания» - вот главный вопрос, который встал перед театром в конце тридцатых годов. Еще долгие годы Вахтангов оставался единственным разрешенным «формалистом». Театр жил неясной надеждой на возрождение изощренного и яркого театрального искусства. В 20-30-е годы вслед за учениками Вахтангова в театр пришли А. Горюнов, В. Кольцов, Н. Бубнов, Д. Андреева, Г. Пашкова, В. Осенев, И. Соловьев, Д. Дорлиак, Е. Понсова - это было талантливое пополнение труппы.

Вахтанговцы жили так, как жили все москвичи: круг, очерченный театром, лишь казался магическим. Красавица В. Вагрина была арестована вслед за высокопоставленным мужем; другие носили передачи арестованным родственникам. Мало кто не получил ран от своего времени, но вахтанговский театр учил по-королевски «держать спину». Люди выстаивали, как художники, в крайне тяжелые годы. И никто посторонний не слышал от вахтанговцев жалоб на обиды, нанесенные в театре, - «сор из избы» здесь не принято было выносить.

Творческая радость пришла с неожиданной стороны. А. Тутышкин поставил с молодежью внеплановую, по сути, учебную работу - водевиль Э. Лабиша «Соломенная шляпка», и этот веселый, музыкальный спектакль оказался таким удачным, что был включен в репертуар.

Декорации молодой художницы С. Юнович были легки и изящны, музыку Н. Шереметева (скрипача из вахтанговского оркестра) пронизывал дух уличных французских песенок. Спектакль играли задорно, с заразительной веселостью. Всех восхищал Фадинар - В. Осенев, подвижный, элегантный, «дышащий оживлением парижских улиц и бульваров». Великолепны были его грозный тесть - садовник Нонанкур (И. Соловьев), озорная Клара (Д. Андреева). Словом, «Соломенная шляпка» с ее обаянием наивных переживаний, чистой лирикой и добродушной иронией вновь напоминала, что не зря Театр Вахтангова - один из самых любимых в Москве. 

Любовь зрителей в трудную минуту поддержала вахтанговцев. Это было им необходимо. Театр повидал за свою жизнь и ругань прессы, и слабый репертуар, но несмотря ни на что ощущал себя «любимым театром» - в этом был корень его жизнестойкости.

Что-то такое вдохнул Вахтангов в своих учеников, что атмосфера студийности, которую он всегда почитал главной, долго не покидала созданный им театр. Конечно, случалось всякое: ссоры, споры, бурные выяснения отношений на собраниях. Но для тех, кто тут работал, театр был не просто делом - он был их жизнью.


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.