menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 29

Театру была необходима советская пьеса. Официоз требовал пьесы о вождях и полководцах - укрепление государственности на свой лад возродило идею преемственности русской истории. Следовало пересмотреть деяния русских царей-завоевателей и напомнить о великих полководцах прошлого. В середине тридцатых А. Толстой дописывает роман «Петр I», в 1938-м выходит фильм Эйзенштейна «Александр Невский». В 1939-м Театр имени Вахтангова принял к постановке трагедию в стихах Владимира Соловьева «Фельдмаршал Кутузов».

Для постановки пригласили Н. Охлопкова. Теперь он - «бывший главный режиссер» Реалистического театра (в 1938 году по дикой прихоти руководителей искусства слитого с Камерным). Темпераментный Охлопков, не сумев прожить в чужом доме больше года, на время нашел пристанище у вахтанговцев. Ситуация эта была необычайной для театра - с ухода Алексея Попова (если не считать «почти своего» Акимова) здесь не решались позвать режиссера со стороны. К Охлопкову Симонов присматривался давно, видимо чувствуя в яркости и размахе его таланта что-то близкое. Нужна была свежая кровь, очень тревожным было время и уязвимой позиция театра, почти не имевшего заметных премьер после «Человека с ружьем».

В авторском подзаголовке «Фельдмаршал Кутузов» был обозначен как «эпизоды Отечественной войны 1812 года». Но отсутствие сквозного сюжета не мешало Охлопкову. Верный себе, он создавал спектакль монументальный, массовый, живописный, несколько декларативный, с оттенком оперной торжественности. Эффектными, богатыми были и декорации. В оформлении В. Дмитриев и Б. Эрдман использовали принцип триптиха. В обрамлении сцены, похожем на Триумфальную арку, словно в золоченой раме сменялись живые картины, напоминавшие живопись мастеров батального жанра. Хорош в этом спектакле был мудрый, ироничный Кутузов, сыгранный М. Державиным. Хвалили кипучего Багратиона (Л. Свердлин) и Александра I (М. Сидоркин), Барклая де Толли (Н. Бубнов), Бенигсена (Л. Шихматов). А. Горюнов, сыгравший Наполеона, поражал внешним сходством с французским императором.

Предвоенный сезон начали с постановки киносценария С. Герасимова «Учитель». После шумного успеха герасимовского фильма вахтанговцы решили поставить его расширенную версию. Режиссером был Б. Захава при участии А. Ремизовой, оформлял спектакль В. Рындин. Главную роль учителя Степана Лаутина играл Б. Бабочкин - после «Чапаева» знаменитый и обожаемый всеми. Роль в «Учителе» была его дебютом в Москве.

Бабочкин играл Степана человеком содержательным, полным внутренней силы и напряженности чувств. Писали, что такой передовой человек, каким Лаутин оказался в спектакле, мог бы быть депутатом Верховного Совета, но расходовать эту значительность в пьесе было не на что. Несколько идиллический сюжет о колхозной Галатее - Аграфене (Н. Никитина) явно отдавал литературностью, и Захава решал его в лирико-комедийном ключе.


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.