menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 33

Страстного, беспокойного Огнева играл А. Абрикосов (а вслед за ним Б. Бабочкин). Успехом своим спектакль был в основном обязан Алексею Дикому, сыгравшему командующего фронтом Ивана Горлова, как ни один другой исполнитель этой роли - объемно, крупно. Он не был ни пародийным злодеем, ни заблуждавшимся добряком. Мощная, колоритная фигура командующего - в прошлом храброго командира, а теперь ограниченного и упорствующего в своем невежестве, была почти гротескной. Уходя со своего поста, этот Горлов не понимал ни своих ошибок, ни вины. В блестящей игре Дикого смешное переплеталось с трагическим, что создавало сложный, полный драматизма характер.

19 ноября 1942 года началось наступление наших войск под Сталинградом. Ужас бесконечных поражений закончился. Напряжение первых военных лет, заставлявшее людей сбиваться вместе, поддерживая друг друга, отпустило. Дикий отправился в Казанский театр ставить Островского. Охлопков, чувствуя себя скованно под чужим руководством, предложил Симонову стать художественным руководителем, а его, Охлопкова, сделать главным режиссером вахтанговского театра. Услышав категорический отказ, тут же согласился на предложение возглавить московский Театр Революции.

Вахтанговская молодежь репетировала веселые комедии: весной 1943-го вышли сначала «Слуга двух господ» К. Гольдони в поставновке А. Тутышкина (здесь играли С. Лукьянов, Н. Плотников, Л. Снежницкий), а потом музыкальный «Синий платочек» В. Катаева, поставленный М. Сидоркиным. Предвоенные и военные годы пополнили вахтанговскую труппу новыми прекрасными актерами: пришли Л. Целиковская, Л. Пашкова, Н. Гриценко, А. Казанская, Ю. Любимов, В. Осенев, В. Шлезингер, В. Этуш, Г. Жуковская, Е. Измайлова, В. Дугин, А. Граве, Е. Коровина, Е. Федоров. Летом, после Курской битвы, стало ясно, что пора возвращаться в Москву.

Пока здание на Арбате не было восстановлено, пришлось играть в помещении ТЮЗа, в переулке Садовских. Но сезон все равно начали триумфально: «Олеко Дундич», «Сирано де Бержерак» и «Фронт» в Москве сразу стали знамениты. К лету 1944-го вышли премьера «Грозы» в постановке Б. Захавы с оформлением В. Дмитриева и «Вечера А. П. Чехова» (возобновление «Ведьмы», «Юбилея» и «Предложения», в разное время поставленных Е. Вахтанговым, Л. Сулержицким и Б. Щукиным). Наконец, в декабре того же года увидела свет «Мадемуазель Нитуш».

Бурный успех комедии-оперетты Ф. Эрве «Мадемуазель Нитуш», поставленной Р. Симоновым и оформленной Н. Акимовым, вызвал возмущение начальства: когда пролилось столько крови, не следует дрыгать ногами! Подозрительной казалась сама возможность постановки оперетты драматическим театром во время войны.

Но удивительное дело - расхожий сюжет о том, как девчонка превратилась в знаменитую артистку, вырос до настоящего гимна искусству сцены. Милая оперетка преобразилась в поэтичную комедию, далекую от наигрыша и фальши, одухотворенную любовью. Появился даже новый эпизод: когда юная Дениза впервые попадала за кулисы, сверху спускалась большая, закрывающая всю сцену маска Мельпомены и перед ней, приветствуя дебютантку, проходили создания театральной фантазии: Скапен и Фигаро, Труффальдино и Панталоне, Адриенна Лекуврер и Прекрасная Елена.



 


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.