menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 34

Спектакль был точен и легок, интонация его чиста и естественна - никаких следов усилий и пота. Актеры-мастера играли блестяще, а в пестрых и нарядных массовых сценах была занята вся молодежь театра. Изящного в своей черной сутане, музыкального Флоридора - В. Осенева, трогательного и нелепого помощника режиссера - Б. Шухмина, начальницу пансиона - Е. Понсову, - перезревшую ханжу, бурлящую неизжитыми страстями, которые в конце концов разрешались буйным канканом, - зрители очень любили. Гомерический хохот зала вызывал А. Горюнов, игравший незадачливого полковника Шато-Жибюса и рассуждавший на темы от «раннего Шостаковича» до «корнеплодов индивидуального огорода» (интермедии написал недавно вернувшийся из ссылки Н. Эрдман). Чудесно играли В. Кольцов - Шамплятро, Г. Жуковская - Коринну и Н. Плотников - Лорио. А в центре этой компании по праву оказывалась Дениза - Галина Пашкова (в очередь с ней играла Людмила Целиковская), - воспитанница чопорного монастырского пансиона «Небесные ласточки» - наивная и лукавая, трогательная и простодушная, ребячливая и робкая.

«Мадемуазель Нитуш» на многие годы осталась в репертуаре. Незаконный шедевр военных лет стал московским шлягером, и ханжи еще долго попрекали этим театр, носящий имя великого режиссера.

Первым спектаклем послевоенного сезона была стихотворная трагедия В. Соловьева «Великий государь» в постановке Б. Захавы и оформлении В. Фаворского, вышедшая почти одновременно с первой серией фильма «Иван Грозный». Так же, как и эйзенштейновский фильм, трагедия Соловьева была ответом на социальный заказ: утверждалась идея сильной единоличной власти и необходимость борьбы за имперское единство новой, растущей России.

Спектакль вахтанговцев был патетичен. Ради пробуждения патриотических чувств речи персонажей иногда с декларативной прямотой адресовались непосредственно в зрительный зал. Оформление Фаворского было выполнено в духе русской иконописи и зодчества. На занавесе изображался Кремль, окруженный гербами русских городов. Грозного играли в очередь И. Толчанов и Н. Бубнов, Марию Нагую - Л. Целиковская, Шуйского - Н. Плотников.

Закрывали сезон 1945/46 года одной из самых неожиданных постановок в репертуаре вахтанговского театра - «Электрой» Софокла в постановке Е. Гардт и оформлении архитектора Г. Гольца и знаменитого скульптора В. Мухиной.

«Электру» хотел ставить еще Вахтангов, - студийцы подготовили две сцены из трагедии, и они Вахтангову понравились. Теперь, как и четверть века назад, роль Электры играла Анна Орочко. Актриса трагического амплуа, она занимала, по всеобщему мнению, ведущее положение в труппе, но играла очень мало - соответствующих пьес и ролей не было.

Электру Орочко играла почти экстатически. Ее грим напоминал древнегреческую маску, движения были широки, почти монументальны. Героиня несла тему неотвратимости возмездия за преступления, но, увы, роль, томившаяся слишком долго, видимо, перегорела в актрисе. Спектакль успеха не имел и выдержал всего несколько представлений, хотя многие уверяют, что Клитемнестру М. Синельникова играла замечательно.



 


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.