menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 35

6. ТЯЖЕЛЫЕ ДНИ

Зимой вахтанговский театр показал «Новогоднюю ночь» А. Гладкова в постановке вновь приглашенного в театр Б. Бабочкина и оформлении Ю. Пименова. Гладков, ставший знаменитым после своей стихотворной пьесы о войне 1812 года «Давным-давно», новую пьесу написал о войне нынешней. В первом варианте пьеса называлась «Жестокий романс», и это название вполне определяло ее жанр.

Тяга к современной мелодраме, к спектаклю о любви, о современниках была очень велика. В пьесе Гладкова оживали милые сердцу воспоминания о довоенной жизни. Сцена представляла скромную комнату, обрамленную типичным московским пейзажем военного времени: перспектива Ленинградского шоссе, занесенные снегом машины и трамваи... Героя-летчика играл мужественный А. Абрикосов, любимый кинобогатырь, героиню - Г. Пашкова.

Успех спектакля был огромен, поклонники без конца вызывали Абрикосова и Пашкову. Здесь тривиальность шла об руку с искренностью, зрители хотели узнавать себя и в «жестоком романсе». Пьеса Гладкова разошлась по всей стране. На волне этой популярности и возникла злополучная дискуссия. На совещании критиков, драматургов и режиссеров «Новогоднюю ночь» разгромили, назвали вредной фальшивкой. Тогда в защиту ее выступил критик Ю. Юзовский. Он увидел в пьесе Гладкова рождение новой волны советской драматургии. Ему показалось необычайно важным, что благодаря молодым героям на сцене возникает атмосфера интеллигентности. Юзовский предугадал появление новой драматургии, которая родилась лет через десять. А в 1946 году «Новогодняя ночь» была признана грубой репертуарной ошибкой и снята с репертуара.

В августе 1946-го вышло постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», осуждающее «дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада». Вслед за этим последовало постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». Теперь театры обязаны были ежегодно ставить как минимум два-три «новых высококачественных в идейном и художественном отношении спектакля на современные советские темы». Любимый вахтанговцами лирико-комедийный репертуар практически оказывался под запретом. О зарубежных пьесах нечего и говорить.

Начиналась самая мучительная эпоха в истории советского театра - период всеобщей серости и удушья, когда прекрасные актеры и талантливые режиссеры вынуждены были тратить себя в бездарном репертуаре. Надо сказать, что в этой убийственной ситуации, где выигравших не было, сама вахтанговская манера с ее изяществом, выразительностью формы и природным оптимизмом давала театру некоторое преимущество перед другими.

Р. Симонов, обязанный ставить к каждой годовщине Октября революционные полотна, пытался эффектным героико-романтическим флером прикрыть декларативность «идейных» драматургических опусов.



 


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.