menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 39

Рубен Симонов, с 1946 года народный артист СССР, лауреат многочисленных Сталинских премий, ставивший, когда этого требовала власть, политические агитки, по натуре был очень далек от политики. Он не вступил в партию и всегда боялся советской власти. Не умея отличить секретаря райкома партии от рядового инструктора, потихоньку спрашивал у своих: «А что, это очень большой человек?» Баловень судьбы, ни в чем не знавший неудач, человек неотразимого обаяния, всегда элегантный - в белоснежных рубашках с запонками и легких щегольских туфлях, - он прекрасно читал стихи и прелестно пел под гитару цыганские романсы. Этот Рубен Симонов совершал иногда неожиданные и мужественные поступки.

Рассказывают, что, когда закрыли ГосТИМ и все деятели театра должны были подписать письмо против Мейерхольда, Симонов вдруг куда-то уехал. Его искали, звонили, беспрерывно присылали от Керженцева послания — исчез. Так и остался он незапятнанным в истории, где чистых почти не было (лишь старик Немирович, никуда не уезжая, спокойно отказался подписывать это письмо, да немногие мейерхольдовцы выстояли). В 1949-м, когда закрыли Камерный театр, Симонов взял к себе Таирова и Коонен. Это было благородным жестом. Коонен с Таировым числились в Театре им. Вахтангова, пока их решением сверху не выпроводили на пенсию.

Симонов, на репетиции к которому актрисы всегда стремились приодеться, диктатор, чье негромкое слово всегда было слышно и являлось последним, виртуознейший актер, в гротескных и лирических ролях которого была печаль, всегда подтянутый, перенявший умение «держать спину» и безукоризненность внешней дисциплины от самого Вахтангова, - Симонов требовал того же и от своей труппы. Он был занят только театром. Каждый вечер до последних дней он приходил в здание на Арбате и смотрел спектакль, скрываясь в темноте ложи. Актеры, увидев на бортике кисти рук в белоснежных манжетах, подтягивались. Он это знал...

Любопытно, что эти «задавленные» годы принесли вахтанговцам настоящий успех - в мелодраме «Седая девушка» китайских драматургов Хэ Цзинчжи и Дин Ни. На волне послевоенной советско-китайской дружбы Сергей Герасимов поставил у вахтанговцев современную легенду (времен антияпонской войны Китая) изысканно, почти строго, в тонко стилизованных декорациях Рындина. Китайский колорит помог режиссеру найти небытовую, музыкальную пластику актеров, а Галина Пашкова трогательно и нежно играла роль Си-эр - девушки-подростка, превратившейся от горя в «белую богиню». Дарование этой актрисы не укладывалось в пределы лирики - «Седая девушка» открывала талант драматический и сильный. Бедного отца Си-эр играл В. Покровский, жестокого помещика - И. Липский, его льстивого управляющего - Н. Бубнов.

В начале 1952 года произошло существенное событие для советского театра - в «Правде» вышла статья «Преодолевать отставание драматургии», санкционировавшая начало дискуссии по вопросам драматического конфликта, разнообразия жанров, места отрицательного героя в советских пьесах и т. д. Появился термин «бесконфликтность», и то, что его использовали как ругательный, было знаком перемен. Осенью, на XIX съезде КПСС, Г . Маленков в своем докладе дал официальное разрешение на сатиру: «Нам нужны советские Гоголи и Щедрины». И тут же появилось множество комедий, в той или иной степени претендующих на сатиричность. Вахтангов-цы взяли одну из самых ходких пьес этого ряда - «Раки» С. Михалкова. Сюжет пьесы был прямой параллелью гоголевскому «Ревизору».



 


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.