menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 40

Постановочный состав для подготовки спектакля был взят усиленный: Р. Симонов, Б. Захава плюс приглашенный мастер сатиры Игорь Ильинский и художник Б. Ефимов - знаменитый карикатурист-крокодильщик. Общее решение и получилось «крокодильским», под стать фельетонам о ротозеях и жуликах. Вахтанговских актеров не надо было учить острому рисунку и юмору. Все были очень смешны: и «номенклатурное лицо» Лопоухов (И. Соловьев), и его жена (Е. Алексеева), и дочка Серафимочка (Л. Целиковская), и особенно проходимец Ленский (Н. Гриценко).

Опыт обращения к советской сатире подобного рода вахтанговцы больше не повторяли. Видимо, что-то чужое чудилось им - артистичным, изящным, жизнерадостным - в грубоватых сюжетах, требовавших жирных красок и фельетонной конкретности.

Весной 1953 года умер Сталин. Но театральное время не торопилось меняться. Для вахтанговцев возвращение к нормальной жизни начиналось с восстановления лучших предвоенных спектаклей. Это придавало уверенность.

Еще в 1951 году возобновили «Егора Булычова», сошедшего с афиши после смерти Щукина. Теперь Захава ввел на главную роль Сергея Лукьянова. Лукьянов - один из главных положительных, социально-определенных героев своего времени - играл Булычова сильным, пытливым бунтарем, в трактовке, близкой к щукинской, хотя Щукина в этой роли не видел. И весь спектакль, где каждый эпизод, как в былые годы, был отлично сделан, со многими прежними исполнителями: Е. Алексеевой, Д. Андреевой, Н. Русиновой, В. Кольцовым и прекрасной новой Шуркой - озорной, дерзкой, умной Л. Пашковой - стал живым и значительным.

1954 год начали с восстановления не шедшего после ареста Глазунова спектакля «Перед заходом солнца». Во время войны была попытка возобновить его с Клаузеном-Диким, но Дикий недолго задержался в театре. Теперь в центре спектакля Ремизовой был Михаил Астангов. Пятидесятитрехлетний Астангов не был стариком. Эстетизированный немецкий быт, выстроенный Дмитриевым, подходил этому Клаузену - философу, интеллигенту. Актерская власть Астангова была огромна. Он буквально гипнотизировал мощью своего интеллекта - редким умением думать на сцене, неординарностью и силой скрытого трагического темперамента. Успех этой роли у театралов был совершенно особый - Астангову-Клаузену почти поклонялись.

В том же году к ноябрьским праздникам Рубен Симонов восстановил «Человека с ружьем». Ленина теперь играл Н. Плотников. Шадриным, как и в 1937 году, был Толчанов (в театре смеялись: «не «человек с ружьем», а «дедушка с берданкой»). Естественно, что такого успеха, как прежде, спектакль не имел. Не было большого успеха и у «Олеко Дундича», заново поставленного Симоновым с романтически пылким, темпераментным Н. Гриценко в главной роли.

Тогда же, весной 1954 года, вышла в свет не самая значительная, нет, но, может быть, самая счастливая постановка театра за прошедшие годы: молодой Евгений Симонов, сын главного режиссера, поставил сказку С. Маршака «Горя бояться - счастья не видать».



 


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.