menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 42

С конца сороковых до начала шестидесятых один за другим из училища в труппу пришел весь тот цвет актерской молодежи, что потом назвали по аналогии со Вторым поколением МХАТа - Вторым поколением вахтанговского театра. В сорок восьмом пришел Евгений Симонов, на следующий год - его однокурсница Ю. Борисова, в пятидесятом - М. Ульянов, в пятьдесят втором - Ю. Яковлев, в пятьдесят восьмом - В. Лановой, в шестьдесят первом - Л. Максакова. Постарше были появившиеся немного раньше Л. Пашкова и Н. Гриценко, вернувшиеся с войны В. Этуш и М. Греков, но их тоже относили к знаменитому Второму поколению, расцветшему с «оттепелью». В те же годы пришли А. Кацынский, А. Гунченко, А. Парфаньяк, Н. Тимофеев, М. Дадыко, Г. Дунц, Г. Абрикосов, Е. Добронравова, Н. Нехлопоченко, Т. Коптева, за ними - В. Шалевич, Е. Райкина, А. Петерсон, Ю. Волынцев. Все они после училища проходили свою актерскую школу уже в театре, прежде всего - в спектаклях Ремизовой.

Александра Исааковна Ремизова, почти девчонкой игравшая наивную Зелиму в «Принцессе Турандот», на сцену не выходила с тридцатых годов, а самостоятельным, уверенным режиссером стала после войны. Рядом с Рубеном Симоновым, который на репетиции зажигался, когда актерам что-то удавалось, а если нет - тихо скучал, Ремизова работала ровно, вдумчиво и скрупулезно, добиваясь от актеров того, чего они иногда сами в себе не подозревали. Говорят, что она «открыла» многих актеров. Спектакли Ремизовой, всегда опирающиеся на прекрасные актерские работы, имели успех устойчивый, долгий. Именно она поставила такие сложные и существенные для пятидесятых годов спектакли, как «На золотом дне» и «Идиот».

Пьесу Д. Мамина-Сибиряка «На золотом дне» играли и в других театрах, но нигде она не имела особого успеха и выглядела тяжелой бытовой мелодрамой. В постановке Ремизовой и сама пьеса о «рубле-разорителе» казалась значительнее, неординарнее. На сцене разворачивалась жизнь уездного города, мир полукупцов, полуавантюристов - дикость, прикрытая европейским костюмом. Краски сгустились и засверкали, характеры стали крупнее, неожиданней. Все заговорили о Николае Гриценко и Юлии Борисовой.

Борисова играла красавицу Анисью - страстную, своенравную и необъяснимую. Выйдя замуж за богатого старика золотопромышленника, отравленная ядом «золотого дна», она мстила, куражилась, обольщала, глумилась, но и в угаре жизни ее мучали скука, одиночество и тоска. Она была слишком умна. Ее отца, старика самодура Молокова, Гриценко играл с потрясающей актерской дерзостью и размахом. В роли пьяницы и дебошира Гриценко доходил почти до буффонады, но это удивительно гармонировало с тем, как играла Борисова.

Театр создал спектакль высокого художественного вкуса, в котором слышится биение живых человеческих сердец. Через непринужденную чеховскую шутку, через его беглые замечания о деревенской жизни, ялтинских развлечениях, нравах издателей, через упоминания о разных житейских пустяках, вплоть до того, что в саду созрел крыжовник - начинают проступать интонации глубоко скрытой душевной тревоги и тоски, тайных страданий одинокого человека.

Г. Кристи



 


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.