menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 46

Это было правдой. Театр действительно следил за жизнью маленького человека и сочувствовал ему. А политическое «развенчивание», которого требовал официоз, вахтанговцам было чуждо. И когда наступило время Эдуардо де Филиппо, не случайно именно вахтанговцы так откликнулись этому драматургу. Своей суровой и обнаженной правдивостью итальянский неореализм в те годы оказал невероятное воздействие на художественные умы, прежде всего молодого поколения. Не случайно с неореализмом связывали и рождение «Современника», и работы молодых режиссеров кино. Появился новый критерий искренности, открытости, демократизма.

Премьера «Филумены Мартурано» Эдуардо де Филиппо в постановке Евгения Симонова вышла 23 декабря 1956 года.

Оформлял спектакль М. Сарьян, но не буйство живописи, а лаконизм простой конструкции и точный выбор немногих красок создавали образ спектакля. Деревянная балюстрада открытой террасы с легкими арками -золотисто-оранжевые столбы, ярко-синее небо. На этом фоне разыгрывалась простая семейная история, в центре которой стояла, как часто бывало у неореалистов, женщина, мать семейства.

Для Мансуровой-Филумены более всего важна была любовь к детям и мечта о семье, о признании своего положения матери и жены. Некоторые считали, что этой Филумене недоставало бытовых красок, она была слишком интеллигентна. Но Мансурова побеждала другим - в ней жила поэзия: в непредсказуемых переливах ее голоса, в невероятной, несмотря на возраст, женской притягательности и особом чувстве женского и артистического достоинства.

Рубен Симонов был великолепен. Его Доменико - и убежденный бонвиван, прожигатель жизни, легкомысленный, себялюбивый, и - широкая, непосредственная натура. Симонов с удивительной внутренней свободой и душевной мягкостью передавал зарождение и мощное нарастание нового для Доменико чувства - он заново узнавал Филумену, он'впервые ощущал отцовство. Колорит спектакля был светлым, в нем была надежда.

Представление заканчивалось: Филумена в подвенечном наряде об руку с Доменико шла к зрителям, они останавливались у рампы, и тогда с двух сторон появлялись все прочие персонажи: смешные и трогательные служанка Розалия (М. Синельникова) и соратник молодости Доменико - Альфредо (Л. Шихматов), Лючия - Л. Пашкова, сыновья Филумены, которых играли молодые Ю. Яковлев, М. Ульянов и А. Кацынский. Рубен Симонов и Цецилия Мансурова - первый Труффальдино и первая Турандот, Бенедикт и Беатриче, Сирано и Роксана - в последний раз сыграли вместе перед тем, как совсем уйти, уступить дорогу молодым. И это предзакатное сияние явило не только легкость и грацию, которые всегда считались прерогативой вахтанговского искусства, но и его величие.

В 1956 году прошел XX съезд партии. Началась реабилитация: возвращались домой люди, возвращались в искусство запретные имена. В 1957-м в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов: «железный занавес» приоткрылся. В 1956-м Г. Товстоногов пришел в Ленинградский БДТ, А. Эфрос ставит с молодежью пьесы Розова в ЦДТ, в 1957-м пьесой того же В. Розова «Вечно живые» открылась студия молодых актеров «Современник», обновившая театральную эстетику пятидесятых. Казалось, все вокруг стремительно молодеет.


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.