menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 54

Симонов пришел в театр вместе со своим поколением актеров, они помогали друг другу в росте, духовный творческий подъем этих лет совпал с творческим подъемом Симонова-младшего и поддержал его. Евгений Симонов - человек легкий, веселый и благожелательный, прекрасно знавший поэзию, влюбленный в музыку, увлекательный рассказчик, оратор и фантазер, незаменимый в сочинении капустников. Евгений Симонов был фанатиком идеи поэтического, возвышающего театра, которую, к сожалению, до конца не сумел воплотить.

Рубеж шестидесятых - семидесятых был временем духовного противостояния, оппозиции интеллигенции и власти, расцвета «самиздата». Владела умами Таганка; тревожили нервные мотивы эфросовских спектаклей; в общетеатральной практике семидесятых - начала восьмидесятых жил ал-люзионный театр, пытающийся словами классики говорить о сегодняшнем дне. Уже в конце шестидесятых «вахтанговский эстетический оптимизм, не знающий кризисов» (А. Асаркан) - становился двусмысленным.

Евгений Симонов руководил Театром им. Вахтангова почти восемнадцать лет - прошла целая жизнь, а театр словно был в оцепенении. Регулярно выходили постановки главного режиссера, очень редко - какого-нибудь приглашенного, но жизнь в обласканном и орденоносном коллективе угасала. Симонов пытался ставить что-то «крупное», «важное», правда, художественного успеха это не приносило.

Для самих вахтанговцев годы без значительных спектаклей становились несчастьем, жизнь проходила мимо. Все больше актеры, воспитанные в традиции Театра-Дома, уходили сниматься в кино и работать на радио. «Пропущенные годы» стали для театра годами отдельных актерских удач.

Лариса Пашкова, актриса мощного и очень широкого дарования - от водевиля до трагедии, - имела особый дар простоты и достоверности. В 1968 году она сыграла Меланию в горьковских «Детях солнца», поставленных Е. Симоновым. Нелепая купчиха буквально замирала в присутствии чудака ученого. Превращение, происходившее в ней под действием любви, было необыкновенно. Нервно, напряженно, всеми силами забитой души она тянулась к нормальным человеческим отношениям.

Интересны рядом с ней были Лиза (Л. Пашкова) - ее неприкаянность, беззащитность и страх перед жизнью - и Чепурной, сыгранный Н. Тимофеевым глубоким и значительным человеком.

Другой заметной ролью Л. Пашковой стала бывшая разведчица Катерина из сентиментально-патриотической пьесы А. Корнейчука «Память сердца» (1970) - женщина, через двадцать лет разлуки встретившая отца своего сына. Пашкова и Яковлев тонко играли спрятанную любовь: Катерина металась, узнав о приезде Антонио, боялась слов любви и мечтала о них. Славной в этом спектакле была и пожилая пара А. Абрикосов - Е. Алексеева и трогательно-смешной старик клоун (Н. Гриценко).

Юлия Борисова - первая актриса в пятидесятых и шестидесятых -практически не имела существенных ролей в эти годы, хотя играла по-прежнему много. Настоящий успех ждал актрису лишь в 1971 году в симоновском спектакле по Шекспиру «Антоний и Клеопатра». Борисова сыграла капризную и изменчивую Клеопатру с резкой смелостью переходов: то притворщицу, а то искреннюю и застенчивую, целомудренную в страсти и яростную в ревности.



 


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.