menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 55

Непросто обернулись эти годы и в театральной судьбе Юрия Яковлева. Он играл много, но театр тиражировал однообразных героев: от воспитателя в ПТУ и Сальвадора Альенде до Михаила Львовича в «Лешем» - всех их украшала яковлевская психологическая тонкость, мягкое обаяние, интеллигентность. Яковлев искал любой возможности для неожиданной, острой характерности: умный, расчетливый, вкрадчивый император Николай I в «драматической поэме» В. Коростылева «Шаги командора», трогательный Калоджеро Ди Спелта из «Великой магии» Э. де Филиппо (здесь Яковлев играл взрослого ребенка, потрясенного чудом, наивного и смешного любителя пофилософствовать). Надо сказать, постановку «Великой магии» зрители любили, в ней было много актерских удач: В. Этуш, игравший «мага» Марвулью поэтом авантюризма, Л. Максакова в роли пленительной и нелепой Дзайры - его жены, и вся семья Ди Спелта (А. Казанская, Е. Добронравова, В. Дугин). «Великая магия», вышедшая в 1979 году, была второй постановкой югослава М. Беловича в вахтанговском театре. Первой стала поставленная четыре года назад хорватская драма «Господа Глембаи» по М. Крлежи. Спектакль был полон бурных страстей и роковых разоблачений. Актеры блистали: А. Абрикосов играл главу фирмы старика Игната похожим на мафиози. Ю. Яковлев в роли его сына художника Леона выглядел незащищенным, болезненно нервным (одна из его лучших работ в эти годы. Можно было считать, что в вахтанговской труппе появился герой-неврастеник). Холеную баронессу, циничную и расчетливую, играла Л. Максакова. Внешне элегантного духовника Зильбельбранта (образ, близкий мольеровскому Тартюфу) играл В. Лановой, зловещего юрисконсульта фирмы - Е. Карельских, внешне респектабельного, циничного Фабрицио - В. Осенев, юного Оливера - В. Иванов.

Для Василия Ланового - Калафа 1963 года - эти годы в театре тоже сложились трудно, интересных ролей было мало: лишь в 1968 году Лановой сыграл отстраненного от жизни и беспомощного Протасова в «Детях солнца», в 1971-м - рвущегося к власти Октавиана из «Антония и Клеопатры» (это стало одной из лучших ролей В. Ланового), в 1975-м Огнева во «Фронте». Как ни странно, успех ждал актера в спектакле по пьесе А. Абдуллина «Тринадцатый председатель». Спектакль был поставлен актерами О. Форостенко и В. Шалевичем с суховатой публицистичностью и представлял собой суд над председателем колхоза, проявившим непозволительную самостоятельность. Лановому оказалась близка эмоциональная и чуть пафосная речь неудобного героя пьесы, отстаивающего свою правду.

Для Ульянова самой крупной ролью этих лет явился шекспировский Антоний. Великий текст давал возможность великолепно развернуться темпераменту актера. Ульянов деромантизировал шекспировский образ, - это был уже немолодой воин, внешне грубоватый, прямодушный, неистовый в ярости, буйный на пиру и трогательно нежный в любви. (В 1979 году своеобразной вариацией этого образа стал и Степан Разин по Шукшину в собственной постановке Ульянова. )


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.