menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 58

Брожение в труппах было знаком времени. Происходило это мучительно, кроваво: надвое разделялся МХАТ, бурлил Театр им. Ермоловой, вскипали страсти вокруг ТЮЗа.

Двадцать пятого сентября 1987 года в вахтанговском театре состоялось общее собрание - расставались с Евгением Симоновым. Уходя, он говорил о том, что родился здесь, что любит всех и ни на кого не держит зла. Настроение было тяжелое, вахтанговцам еще не было понятно, что именно сулит им перемена судьбы. Выбранный художественным руководителем Михаил Ульянов сказал, что уход Симонова - страшный шаг, но время не располагает к милосердию - театру нужен новый путь. Каким будет этот путь, вероятно, не знал и сам Ульянов, но надо было начинать другую жизнь.

Вахтанговым шли с их поэтикой и через «Карету святых даров», и через «Соломенную шляпку», и через «Мадемуазель Нитуш», «Много шума из ничего», «Сирано де Вержерака», «Седую девушку», «Филумену Мартурано», «Иркутскую историю», «Ричарда III», «Три возраста Казановы» — и эти поэтические произведения театра, эти крылатые его создания (некоторые — держащиеся просто на светлом луче улыбки) оказывались ближе многого другого к большим художественным чувствам.

Н. Велехова

9. ДРУГАЯ ЖИЗНЬ

Принимая театр, Ульянов сказал, что он, во-первых: никогда сам не будет ставить спектаклей, во-вторых: не будет сокращать труппу, поскольку прожил здесь всю жизнь и не хочет «крови», в-третьих: будет приглашать крупных режиссеров и драматургов. Вскоре в штат Театра им. Вахтангова были приняты три известных режиссера: П. Фоменко, Р. Виктюк, А. Кац.

Первой премьерой после ухода Симонова стал «Кабанчик». Для постановки пьесы В. Розова был приглашен известный рижский режиссер Адольф Шапиро. В самом выборе пьесы была готовность к жесткости, к непривычному для вахтанговцев резкому разговору о жизни. И хотя спектакль Шапиро не стал полной удачей, хотелось его расценить как пробуждение театра. Лучшей в «Кабанчике» была сцена между Алексеем, которого обнаженно, нервно до злости, играл студецт Школы-студии МХАТ А. Зайков, и его матерью - ее сыграла Ю. Борисова, впервые вышедшая в «возрастной роли», сыграла строго, без мелодраматизма.

К концу 1987 года состоялась премьера «Брестского мира» М. Шатрова - документальной пьесы, пролежавшей без движения двадцать пять лет. И в новой редакции эта пьеса была полуправдой, но казалась очень смелой: впервые на сцене появились такие персонажи, как Троцкий (В. Лановой его играл актерствующим позером) и Бухарин (А. Филиппенко). Грузинский режиссер Р. Стуруа ставил спектакль об одиночестве Ленина среди своих в попытке немедленно закончить войну. М. Ульянов играл Ленина без портретного грима, страстно, отчаянно, иногда даже становился жалким. Многое в жестком, аскетичном спектакле Стуруа оказалось снято еще действовавшей театральной цензурой, но когда под трагическую музыку Г. Канчели знаменитые революционеры в черных пальто, точно вороны, выходили бандой из глубины сцены - становилось страшно.


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.