menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 63

Ни один герой не кажется привычным: благородного покровителя искусств Дудукина Ю. Яковлев играет добрейшим старым фатом, прелестным в своем легкомыслии, веселым болтуном и сплетником, но и искренним любителем и почитателем театра.

Л. Максакова играет провинциальную интриганку Коринкину почти по-цирковому, со стремительностью, ненасытной чрезмерностью и упоением. Эта невероятная дама с кипучим темпераментом, испепеляемая жаждой деятельности. Своим томным и безмятежно-глуповатым «премьером» - Миловзоровым (В. Йозулин) - она помыкает как мальчиком, да и само «разоблачение» Кручининой организует не только из обиды, что ее затмила гастролерша, - действует гений интриги, наконец-то нашедший себе применение.

Три открытия сделал П. Фоменко: бросающееся в глаза открытие театрального пространства этого спектакля (художник Т. Сельвинская), открытие комедийной природы действия, поддержанное идеальным распределением ролей, которое сохраняет в памяти зрителя даже эпизоды, - и тем самым открытие нашего времени, чудесное «предложение» в ответ на зрительский «спрос».

Б. Любимов

Е. Князев - Незнамов оказывается совсем не похожим на благородно-романтического героя - взъерошенный, застенчивый, с тоскливым взглядом, он и в дерзости своей, и в злости просит только сочувствия и любви. Идеолога этой актерской пары - Шмагу Ю. Волынцев сыграл не потасканным комиком-прихлебателем, а своего рода философом - основательным, со своей гордостью, без тени улыбки. Даже Мурова В. Шалевич играет совершенно необычно: поначалу мрачным и заторможенным упрямцем, почти угрожающим в своей настойчивости. Но оказывается, что именно Муров раньше Кручининой признает в Незнамове сына, и бормочет, потрясенный, повторяя услышанные от этого сына дерзости. Даже безумная Галчиха (А. Казанская) в этом спектакле не совсем безумна: жадный огонь вспыхивает в глазах старухи, лишь только она слышит о деньгах и торопливо пытается вспомнить, а если нет, то сочинить что-нибудь утешительное для щедрой барыни.

Вахтанговцы, никогда не игравшие на малой сцене, вдруг оказались совсем близко от зрителей: они подсаживаются в кресла первого ряда, выглядывая из окон на Арбат, - дневной шум смешивается в этом спектакле с театральным. Звуки старых романсов, которыми полон спектакль, томят, зрители растроганы, и смеются, и готовы благодарно расчувствоваться в финале, но какая-то призрачная легкость делает все страсти, интриги и борения, происходящие на расстоянии вытянутой руки, почти нереальными. Груба, жестока жизнь - и к Любе Отрадиной, и к Шмаге, к Незнамову. Но в спектакле нет ни грубости, ни тяжести - это Театр, счастье и спасение, Театр - особый мир, который по-своему богаче и больше, чем жизнь. И когда отсмеялись, отплакали и отпели счастливую развязку, - актеры и актрисы, первые и вторые «сюжеты», герои и злодеи набросили на себя цветные накидки и понеслись вереницей, взявшись за руки, под неистовый канкан, - многие театралы ахнули: «Турандот!» Но это был лишь намек - подарок режиссера актерам и зрителям, чтобы знающие легенду вспомнили о великом спектакле, в холодные и голодные годы одарявшем всех жизненной энергией.


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.