menu-options

Владимир Дмитриевич Савельев. Продолжение

Начало статьи.

Но вот Фок появлялся на батарее поручика Борейко — жестокий, высокомерный генерал приходил «навести порядок» в подразделении офицера-демократа. Выведенные из себя несправедливостью к любимому командиру, солдаты окружали ненавистного генерала грозным кольцом, и куда пропадала импозантность Фока? Растерянный генерал, не решаясь взглянуть в лица солдатам, пряча свои испуганные, злые глаза, совсем не по-генеральски пятился к выходу с батареи и являл собой фигуру/жалкую, отвратительную. Но сила была на стороне стесселей и фоков, и к концу спектакля Фок снова обретал самоуверенность. С каким наглым цинизмом вел он себя в сцене свидания Стесселя с пленным японским генералом Танакой! С каким бесстыдством толкал Стесселя на предательстве, сулящее обоим немалую выгоду! И с какой важностью принимал награду царя, как будто и в самом деле был достоин награды.

Нельзя не вспомнить и лучшую работу В. Д. Савельева в кино — образ Гитлер в «Падении Берлина».

Естественное чувство ненависти к тому, кто был виновником горя, гибели стольких его соотечественников, могло, казалось бы, толкнуть артиста, воплощающего образ Гитлера, на гротеск, некоторое нарушение чувства меры. Этого не случилось с Савельевым. Созданный им образ Гитлера был правдив и художественно убедителен.

В начале фильма мы видели человека, предельно самовлюбленного, фанатически убежденного в своем высоком предназначении. Лишь изредка прорывавшиеся вспышки гнева свидетельствовали о неуравновешенности его характера. Гитлер Савельева вначале быстро овладевал собой, пытаясь скрыть не только от окружающих, но и от самого себя внутреннюю тревогу, однако каждая новая неудача вызывала все более сильные припадки ярости, глаза начинали затуманиваться, и в них вдруг появлялся на мгновение огонек безумия. И чем дальше, тем безудержнее бушевал темперамент фюрера, доводя его до полного исступления.

Играя Гитлера, В. Д. Савельев мастерски раскрывал темный, страшный внутренний мир человека, дошедшего до последней грани нравственного падения.

Воплощая такие образы, как Гитлер, Фок, Виббель в «Нашествии» Л. Леонова, Зейдлиц в «Незабываемом 1919-м» В. Вишневского, граф Воронцов в «Нашем современнике» К. Паустовского, президент в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера, В. Д. Савельев умел воссоздать и с большой страстностью и гневом изобличать столь чуждый ему духовный мир носителей зла и порока. Иные средства раскрытия образа находил артист, исполняя роли характерно-драматические и роли комедийного плана, в числе которых были сэр Тоби в «Двенадцатой ночи» Шекспира, Дон Гуритан в «Рюи Блазе» Гюго, Горич в «Горе от ума» Грибоедова и многие другие.

Но и своим исполнением сатирических, комедийных ролей В. Д. Савельев через разоблачение зла, пороков утверждал гуманистические идеалы, революционные, патриотические идеи советской современности. В этом большая заслуга талантливого артиста, так рано ушедшего из жизни и оставившего по себе такую светлую, прекрасную память.