menu-options

Жаров Михаил Иванович. Часть 1

Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.
 

По книге
Народный артист СССР М.И.ЖАРОВ
Автор текста В. Канаева.
Составитель Т. Тихоненко.
Художник В. Казаков.
Фото И. Ефимова и Е. Мичуриной.
Технический редактор Н. Ковалевская.
Корректор Р. Кармазинова.
Москва:Детская книга, 1980 г.


Его узнают на улицах. С ним раскланиваются, подходят, чтобы пожать руку, ему улыбаются или просто оглядываются вслед. Но это не тяготит, не утомляет Михаила Ивановича Жарова. Он охотно и приветливо беседует с людьми, отвечает на их улыбки, с удовольствием пожимает руки. С непосредственной, почти детской радостью несет он бремя своей огромной популярности.

Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда М. И. Жаров — один из самых известных и любимых в нашей стране актеров театра й кино. Не популярность-однодневка, что ярко вспыхивает и горит недолго, а прочная, всенародная любовь сопутствует ему, за нее артист как бы заново борется в каждом новом своем фильме, в каждом новом спектакле.

В чем же причина этого почти легендарного успеха?

Вероятно, в том, что сама личность Михаила Ивановича Жарова — ровесника века — зрителям старшего поколения напоминает их молодость и силу, а для молодежи Жаров — олицетворение доброй, мудрой и одновременно озорной и лукавой зрелости.

И в том, что на редкость обаятельным был его герой — ясноглазый, стройный, веселый, чуть бесшабашный и удалой парень из многочисленных кинофильмов 30—40-х годов.

И в том, что, создав однажды тип своего героя, артист не «заштамповался», а продолжал искать новые, яркие сценические и кинематографические характеры.

Может быть, самый главный секрет его успеха заключается в том, что на всем протяжении своей творческой жизни он шел в ногу со временем, мужал и взрослел вместе с советским искусством, безошибочно находя в его многообразии верный путь, направление, наиболее отвечающее его художническим склонностям и запросам.

Свою сценическую карьеру Жаров начал в 1915 году статистом Оперного театра Зимина. Там он видел спектакли с участием Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова и других великих мастеров русского театра.

Затем Михаил Иванович поступает учиться в Театр-студию Художественно-просветительного союза рабочих организаций, где его наставником был известный режиссер Ф. Комиссаржевский. По окончании студии Михаил Иванович становится артистом Первого фронтового передвижного театра.

В составе его труппы он выезжал на фронты гражданской войны, выступая перед красноармейцами в образе главного героя мольеровской комедии «Плутни Скапена». Эти спектакли обозначили начало профессиональной творческой деятельности актера.

А потом была служба во многих театральных труппах, работа под руководством выдающихся мастеров сцены Вс. Мейерхольда и А. Таирова.

Переход в мейерхольдовскую труппу был весьма органичен для молодого Жарова с его кипучей энергией, смелостью и неустанным поиском новизны в искусстве. Пять лет работал артист рядом с «неистовым экспериментатором», сыграв в его спектаклях несколько ярких гротескных ролей, в том числе и Брандахлыстовой из «Смерти Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина.