menu-options

Балет Главного театра, 1946 год (А.Ю. Бахрушев), часть 3.

Балет Главного театраРанее: Часть 2

Про Аблеца С. Н. Глинка писал: «он был... догматик и классик; он, так сказать, с циркулем в руке измерял каждый шаг и каждое движение». Глушковский был культурнее и образованнее Аблеца, кроме того, он владел пером и обладал феноменальной фотографической памятью. Это последнее обстоятельство позволяло ему, взглянув несколько раз на тот или иной балет Дидло, шедший в Петербурге, в точности воспроизвести его в Москве.

Впрочем, современный журнал «Талия» находил, «что все балеты, пересаженные на нашу сцену с петербургской, не имеют той гармонии в целом ,той тщательности в постановке, с которыми мы их видели в Петербурге». Но горе было не в этом, а в том, что балеты Дидло мало волновали московского зрителя, так же как и русские пляски в постановке Аблеца (в последних, вероятно, было больше стилизации, чем подлинно народного характера). Но оба эти балетмейстера придавали одинаково большое значение созданию кадров.

Уже с 1814 года в московской балетной труппе начал блистать талант грациозной красавицы Татьяны Ивановны Ивановой, чью благородную мимику, по словам «Москвы», «приятно видеть». Стареющего Аблеца постепенно вытеснил с подмостков балетной сцены москвич Лобанов, самобытный русский талант которого обогатился техникой петербургского танцовщика. Лобанов был одной из наиболее характерных фигур московского балета того времени.

Балетный зритель восторгался его искусством, осыпал его рукоплесканиями. Эти восторги москвичей наиболее ярко переданы В. В. Селивановым, который в свое время писал: «я видел Лобанова — знаменитого Лобанова, неподражаемого в русской и цыганской пляске на сцене в дивертисментах... В этих дивертисментах являлся Лобанов одетым в кафтан с окладною бородою, с черными кудрями, и, когда он плясал, театр стонал от восторга. В нем нельзя уж было узнать вертлявого актера, нет — это был тип грациозного русака. Поведет, бывало, плечом, взглянет, кажется, все просто, все обыкновенно, но все было полно умения, мысли, чувства.

Продолжение: Часть 4