menu-options

Главный театр Союза ССР, 1947 год, часть 2.

Главный театр Союза ССРРанее: Часть 1

Особо тесно была связана с Главным театром творческая биография Чайковского. Дебюты Чайковского в оперной музыке («Воевода» — постановка 1869 г.), а также в музыке балетной («Лебединое озеро» — постановка 1877 г.) осуществлялись на сцене Главного театра. Здесь же получили свое боевое крещение «Евгений Онегин» (спектакль 1881 года — первая «проба» на большой сцене, после консерваторской постановки), «Мазепа», впервые прозвучавший в Москве, окончательная редакция «Кузнеца Вакулы», получившего в спектакле 1887 г. новое название «Черевички». Кстати, "Черевички" в Главном театре явились и пробой сил Чайковского за пультом оперного дирижера. Нельзя забыть и ту пользу, которую принес Чайковский Главному театру своей критической деятельностью, своими публицистическими выступлениями, с прямотой и решительностью осуждая недостатки и помехи в жизни театра, с любовью поддерживая все проявления талантливости и артистичности в его спектаклях…

Представление об основных линиях репертуара Главного театра дает следующая справка о количестве спектаклей русской и западноевропейской классики, наиболее часто шедших до 1946 года. На первом месте стоит любимейшая нашим народом опера «Евгений Онегин» — она прошла 1218 раз (считая и постановки на сцене филиала театра). Четыре спектакля прошли свыше семисот раз: «Иван Сусанин», «Русалка», «Пиковая дама», «Демон», и пять спектаклей — свыше пятисот раз: «Лебединое озеро», «Князь Игорь», «Кармен», «Риголетто», «Травиата».

Народные музыкальные драмы Мусоргского также составили неотъемлемую часть репертуара Главного театра. Систематически знакомил театр своих посетителей с классическими творениями европейских мастеров: Моцарта, Бетховена, Беллини, Доницетти, Россини, Обера, Мейербера, Вагнера, Гуно и многих других. На этом многогранном репертуаре, включающем лучшие сокровища мирового искусства, формировались талантливейшие оперно-исполнительские кадры русского театра. Выдающиеся деятели Главного театра — его певцы, дирижеры, художники — своим творчеством способствовали выработке богатейшего национального исполнительского стиля, стиля подлинно реалистического, отмеченного проникновенной выразительностью, красотой и благородством.

Невозможно перечислить все имена талантливых певцов, своим творчеством приумноживших славу Главного театра и всего русского национального исполнительского искусства. История русского театра не забудет творческие труды поколений оперных певцов, самоотверженно работавших, на сцене Главного театра: Бантышева и Семенову, Александрову (Кочетову) и Кадмину, Климентову и Хохлова, Скомпскую, Звягину, Крутикову, Медведева, Корсова, Дейша-Сионицкую и многих других артистов, снискавших заслуженное признание и красотой своих голосов, и высокой музыкальной культурой, и бескорыстным служением искусству.

Русский национальный стиль оперно-исполнительского мастерства, отмеченный совершенством техники и идейно-эмоциональной глубиной содержания, достиг своего высшего развития и блистательного расцвета с появлением на сцене Главного театра таких корифеев русского оперного искусства, как Шаляпин, Собинов, Нежданова. К началу XX века Главный театр имел всемирную славу одного из крупнейших центров музыкально-театральной культуры, средоточия и живого хранителя великих заветов и опыта русского музыкального театра.

Продолжение: Часть 3