menu-options

Главный театр Союза ССР, 1947 год, часть 7.

Главный театрРанее: Часть 6

Сколько подобного рода споров приходилось выслушивать повсеместно. Было ясно: от искусства мастеров Главного театра шел ток к слушателям всей страны. А в Москве некоторые критики, как полагается, ничего хорошего в этом театре не находили и на каждую новую постановку ворчали, как в свое время композитор-критик Кгои на каждое новое произведение Чайковского: предыдущее сочинение, мол, было лучше и свежее.

Если поверить и заглянуть в газеты, оказывается, и предыдущее было для Кюи хуже, чем ему предшествовавшее, и т. д. А талант Чайковского рос и рос. Общественность всегда сочувствовала Чайковскому: музыку его любила вся страна, а критики отрицали вещь, за вещью. Точно так же обстояло дело с Главным театром. Его подлинная жизненная история в душе страны: в воспоминаниях, дневниках, переписке, в живых, еще кое-где изустных легендах. Сколько в них теплого, сочувственного, чуткого, приветного. Вот из них можно почувствовать, как Москва и Россия любили Главный театр, и понять, что значит общественная признательность и привязанность, если ее поискать в людских недрах.

Мариинский театр вызывал к себе уважение и почтительность. Но он — Петербург, столица. Он — далеко. Коренная страна жила больше «чувством Москвы», осязанием ее всем губерниям знакомого и, главное, эмоционально сердцем ощутимого облика. Каждая художественная достопримечательность Москвы становилась отечественной, всюду желанной. И так повелось: от музыкальных водевилей и опер Верстовского, родного Москве композитора, начиная с музыки его к водевилю Хмельницкого «Бабушкины попугаи» (1819 г.) и кончая его последней оперой «Громобой» (1858 г.), от певца русских песен Бантышева и знаменитого пианиста Фильда до любимцев Москвы недавнего времени — композитора и великого пианиста в одном лице (Рахманинов) и соцветия артистов-певцов (Нежданова, Хохлов, Собинов, Шаляпин).

А сейчас, в наши дни, разве не так же? И разве не связаны неразрывной цепью Главный театр и его артистические силы с родной Москвой и через нее со всей родиной? Каждый приезжий стремится попасть в Главный театр все из того же чувства художественного общения с родным искусством. Вот так и в былое время.

Продолжение: Часть 8