menu-options

Главный театр Союза ССР, 1947 год, часть 19.

Ранее: Часть 18

На этом можно было бы закончить данный период жизни Главного театра от первого представления в Москве «Ивана Сусанина» Глинки до премьеры «Снегурочки» Римского-Корсакова, т. е. обширное событиями пятидесятилетие. Но лучше довести изложение до первого появления в театре в качестве дирижера крупнейшего русского музыканта СВ. Рахманинова и подвести краткий итог. За «Пиковой дамой» (1891 г.) Чайковского и «Снегурочкой» (1892 г.) в репертуаре Главного театра возникли «Алеко» Рахманинова (1892 г.), 11 ноября 1893г.

«Иоланта» Чайковского,т. е. почти тотчас вслед за его кончиной 26 октября ст. ст., затем в 1895 г. «Тушинцы» Бларамберга и «Дубровский» Направника и, наконец, «Князь Игорь» Бородина (1897—1898 г.). Вот здесь, ввиду состоявшегося 10 февраля 1897 г. возобновления «Руслана и Людмилы» Глинки, уместно будет напомнить о довольно сложных судьбах этой гениальной оперы в Москве. Прежде всего, вот любопытный текст афиши: «1846. В Главном театре в понедельник, 9-го декабря, Императорскими Российскими актерами представлено будет в первый раз волшебная опера в 5-ти действиях с хорами и танцами; музыка соч. М. И. Глинки; содержание взято из поэмы Пушкина, с сохранением многих его стихов; танцы сочинения балетмейстера г. Ришарда; декорации 1-го действия — г. Шурделя, 2-го действия 3-й картины — г. Шеньяна, 3-го действия — г. Федорова, 4-го действия — г. Брауна, 5-го действия — г, Серкова. Полковые музыки аранжированы бароном Ралем.

В оной опере будут играть артисты С.-Петербургской оперной труппы роли: Руслана — г. Артемовский, Людмилы — г-жа Степанова, Ратмира —г-жа Петрова, Гориславы — г-жа Лилеева, Фарлафа—г. Петров, Финна — г. Леонов, Наины, злой волшебницы — г-жа Божанова, Черномора,злого волшебника, карло — г. Рассказов; сыновья Светозара, витязи, бояре, боярыни, сенные девушки, няни, мамы, отроки, гридни, чашники, стольники, дружина, народ, девы волшебного замка, арапы, рабы Черномора, нимфы, ундины. Будут танцовать в 3-м и 4-м актах: г-жи Медведева, Лавагина, Милова, Мазанова 2-я, Наумова 2-я, Иванова 3-я и кордебалет. Начало в 7 часов».

Появление здесь большинства с.-петербургских артистов в качестве исполнителей объясняется тем, что эта труппа, почти в полном своем составе, была командирована в течение сезонов 1846—47 г. по 1849—1850 г. в Москву, где гастролировала в операх своего репертуара, причем исполнители второстепенных ролей добавлялись из состава московской оперной труппы

Продолжение: Часть 20