menu-options

"Кремлёвский Дворец съездов" (Часть 3)

кремлевский дворецНачало: часть 1, часть 2

 

Московский Кремль – едва ли не единственный в своем роде архитектурный ансамбль, многовековая история которого так неразрывно связана с историей всей страны. Начиная с глубокой древности и до наших дней он играет огромную роль в политической и культурной жизни общества. Значение его особенно возросло после Великой Октябрьской социалистической революции и перенесения в Москву столицы молодого Советского государства. С этого времени в представлении нашего народа, а также трудящихся всего мира Кремль неотделим от образа бессмертного Ленина, который здесь жил и работал. С марта 1918 года, когда Кремль стал резиденцией Советского правительства, здесь сосредоточена деятельность верховных органов законодательной и исполнительной власти нашей страны, проходят съезды Коммунистической партии и все важнейшие совещания трудящихся.
После революции Кремль был объявлен всенародным достоянием. Страна любовно оберегает его, видя в нем не только исторический памятник, но и вечно живой центр столицы нашей Родины.
В течение многих столетий сокровища нашей национальной культуры находились в ведении светских и церковных властей, а во многих случаях и частных лиц. В то время их судьба целиком зависела от субъективных прихотей их владельцев. И нередко ценнейшие памятники архитектуры подвергались невежественным перестройкам, неузнаваемо искажавшим их первоначальный облик.
После Великой Октябрьской революции утвердился иной, подлинно научный взгляд на памятники национальной культуры. Забота о них стала общегосударственным делом. Это отразилось и на ансамбле Московского Кремля. Еще в разгар гражданской войны, летом 1918 года по указанию В. И. Ленина было начато восстановление кремлевских сооружений, пострадавших в дни октябрьских боев. В мае 1918 года Владимир Ильич писал коменданту Кремля: «Предлагаю в срочном порядке произвести реставрацию Владимирских ворот (кремлевская башня, выходящая к Историческому музею), поручив кому-либо из архитекторов, по указанию П. П. Малиновского, представить смету и наблюдать за исполнением работ. Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)». С тех пор крупнейшие советские ученые планомерно ведут научные обследования и реставрационные работы, возвращая замечательным памятникам русской старины их первоначальный неповторимый облик.
Естественно, что выделить среди исторически сложившейся застройки Кремля место, удобное для размещения такого крупного общественного сооружения, как Дворец съездов, было делом весьма трудным. Участок должен был иметь достаточно большие размеры и быть удобно расположенным по отношению к основным входам на кремлевскую территорию. Вместе с тем необходимо было обеспечить полную неприкосновенность всех ценных памятников архитектуры как с точки зрения их сохранности, так и в отношении возможности их полноценного зрительного восприятия.
Оптимальное решение всех этих вопросов в сложных условиях живописной планировки и застройки Кремля дает утвержденная правительством под строительство Дворца площадка между Арсеналом и Главным Кремлевским дворцом. Этот участок образовался после сноса некоторых хозяйственных построек, малоценных с точки зрения их архитектурно-художественного качества и не представлявших исторического интереса. Среди них сохранена была лишь южная часть выходящего на имевшего ни исторической, ни художественной ценности, не наносил никакого ущерба кремлевскому ансамблю. Напротив, после сноса возникала возможность более полного восприятия выдающихся памятников русского зодчества. С Ивановской площади Кремля открылся красивейший вид на Троицкую башню, ранее частично закрытую казармами; со стороны Никольских ворот стали видны массивные купола Успенского собора, северные фасады Патриарших палат и примыкающего к ним собора Двенадцати апостолов, группы главок теремных церквей.
В связи с тем, что после сноса старых хозяйственных построек открылись отдельные части исторических памятников, заслоненные в процессе разновременного строительства кремлевского комплекса, одновременно с сооружением Дворца съездов были осуществлены специальные работы по восстановлению их первоначального облика. В частности, была реставрирована восточная часть цоколя северного фасада Патриарших палат, скрытая до этого под многолетними наслоениями, раскрыта в соответствии с ее первоначальным видом аркадная галерея одного из замечательных памятников русской архитектуры – Верхоспасского собора.
Существенное достоинство отведенного под строительство участка заключается в его непосредственном соседстве с Главным Кремлевским дворцом. Это позволило связать новое здание со старым и создать таким путем единый дворцовый комплекс, разнообразные помещения которого удачно дополняют друг друга.

* * *

Бывают в творчестве этапы особенного подъема, особенного напряжения сил и целеустремленности исканий, когда в одном произведении стремишься воплотить опыт, накопленный на протяжении всего жизненного пути. Такими были незабываемые дни работы над проектом и осуществлением в натуре Кремлевского Дворца съездов для всех участников этого огромного созидательного труда.
Авторы проекта Дворца съездов были твердо убеждены в правильности размещения здания на территории Кремля, но вопрос о том, как это осуществить, каким образом тактично вписать Дворец в древний кремлевский комплекс, как добиться того, чтобы новое сооружение стало органической частью своего исторически сложившегося окружения и сочетало в себе черты современной архитектуры с великими традициями русского зодчества, глубоко волновал архитекторов, отчетливо сознававших ту огромную ответственность, которую они несли перед народом. Если, кроме того, принять во внимание исключительное по своей общественной значимости идейно-политическое назначение Дворца, его огромную вместимость, а также и чрезвычайно сжатые сроки строительства, то легко понять, какие трудные и вместе с тем ответственные задачи необходимо было решить архитекторам, инженерам и строителям.
По сути дела им предстояло разработать качественно новый тип общественного здания и одновременно разрешить сложнейшие вопросы ансамбля. Надо было найти совершенно оригинальную функциональную схему, обеспечивавшую необходимые условия для удовлетворения всех многосторонних потребностей эксплуатации Дворца, и создать художественный образ, достойно выражающий подлинно демократическую сущность этого уникального общественного здания.
При выборе конструкций, строительных и отделочных материалов необходимо было наряду со всем сложным комплексом инженерных и художественных вопросов учитывать возможность быстрейшего возведения сооружения.
Сложность широкого функционального назначения и большие объемы Дворца выдвинули перед коллективом, участвовавшим в его создании, много новых научно-технических проблем – акустических, светотехнических, санитарно-технических, связанных с системами кондиционирования воздуха, с вертикальным транспортом и т. д.
Начальный этап проектирования Дворца съездов проходил в творческом соревновании ряда крупных архитектурных коллективов. Несмотря на ограниченные сроки строительства, обусловленные необходимостью сдать здание в эксплуатацию к точно намеченной дате созыва XXII съезда КПСС, на проект Дворца в мае – июне 1959 года был проведен закрытый конкурс между двенадцатью творческими группами московских архитекторов.
В результате конкурса к осуществлению было принято предложение группы, которой и было поручено дальнейшее проектирование и строительство. Помимо авторского коллектива в последующей разработке проекта принимала участие большая группа архитекторов и инженеров: архитекторы К. К. Бломериус, Д. Г. Голубовский, Г. Г. Лебедев, Г. В. Макаревич, С. И. Никулин, М. В. Першин, Б. И. Тхор, инженеры Н. И. Булкин, В. Д. Жаринов, М. Ю. Заполь, М. А. Малахов, В. И. Михайловский, В. С. Николаев, В. Е. Сно и многие другие. Для разработки проекта Дворца съездов в Моспроекте была организована Специальная проектная мастерская Главного архитектурно-планировочного управления г. Москвы.
В проектировании принимал участие также ряд специализированных проектных организаций и научно-исследовательских институтов. Работу их возглавляли инженеры: по акустике А. А. Хрущев и А. Н. Кочерович, по звукоизоляции И. Г. Лейзер, по электроснабжению и электроосвещению С. А. Клюев, по слаботочным устройствам М. И. Болтянский, по сценическому оборудованию А. К. Удольский, В. Е. Розенштейн, Н. В. Тарасов, по кинотехническому оборудованию Г. Д. Музыкантский, по светотехнике Н. В. Горбачев, по оборудованию пищевых блоков В. Н. Чиколодкова и другие.
Большая помощь проектировщикам была оказана работниками, имеющими опыт эксплуатации Главного Кремлевского дворца и других общественных сооружений, служивших местом для проведения съездов нашей партии, сессий Верховных Советов, международных конгрессов и т. п.
Проектирование фактически велось одновременно со строительством, и в этом смысле история создания Кремлевского Дворца съездов представляет собой интересный пример содружества проектировщиков и строителей и повседневного участия архитекторов во всем сложнейшем процессе возведения и отделки сооружения.
Участники создания Дворца все время сознавали высокую ответственность и трудность поставленной перед ними задачи, и поэтому им необходимо было быть уверенными в правильности принимаемых решений. Нетрудно понять волнение, которое охватило их, когда они вступили на священную землю Кремля после того, как было получено задание на строительство зала. Кремлевские постройки с их самобытностью архитектурных форм, неистощимой фантазией народного творчества, простотой и вместе с тем изысканностью средств выражения воспринимались в этот день в совершенно новом свете. Построенные в разное время и по-разному, они создавали неповторимый ансамбль, и главное заключалось в том, чтобы новое здание включить в этот ансамбль.
Но как разрешить эти сложнейшие задачи?
Каким образом современное здание сочетать с историческим окружением?
Какими средствами выразить сущность его содержания?
Как создать сооружение, в котором правильно были бы учтены его сложные функции и вместе с тем архитектурный образ правдиво отражал бы его внутреннее содержание?

 

Продолжение...