menu-options

Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова. К 20-летию театра (Часть 2)

Начало: часть 1

 

I сезон (1991–1992)

 


новая опера«Руслан и Людмила»

Фантазия по опере М.И. Глинки и поэме А.С. Пушкина
Музыкальная редакция Евгения Колобова
Дирижер Евгений Колобов
Режиссер Лариса Моспан
Художник Нателла Абдуллаева
Хормейстеры: Наталья Попович, Сергей Лысенко
Премьера: 28 сентября 1991 г.
Италия, Перуджа, Teatro Comunale Morlacchi


• Первый раз название театра Новая опера появилось на афишах итальянского фестиваля «SAGRA MUSICALE UMBRA» в Перудже.
• Вторую сценическую версию фантазии «Руслан и Людмила» создал режисcep Станислав Митин, разместив певцов и оркестр на сцене. Автор первых костюмов к спектаклю, Нателла Абдуллаева, затем работала с Олимпийскими чемпионами по фигурному катанию, создавая костюмы для Ильи Кулика, Саши Коэн и Алексея Ягудина, ледовых шоу Татьяны Тарасовой. Спустя несколько лет новые костюмы по заказу театра создали молодые модельеры Владимир Середин и Сергей Васильев, «взорвавшие» в 1999 г. своей коллекцией Париж. Сегодня марку Seredin&Vasiliev можно встретить в бутиках Лондона, Нью-Йорка, Парижа и Милана.
• В 2005 году театр осуществил полноценную сценическую постановку музыкальной редакции Евгения Колобова, однако концертный вариант «Руслана и Людмилы» в постановке С .Митина, с костюмами В. Середина и С. Васильева до сих пор исполняется на гастролях в городах России и за рубежом.
 

 

 

новая опера«Россини»

Музыкальный дивертисмент
Музыкальная редакция Евгения Колобова
Дирижер Евгений Колобов
Сценическая композиция: Станислав Митин
Костюмы: Валентин Юдашкин
Хормейстеры: Наталья Попович, Сергей Лысенко
Премьера: 9 июля 1992 г.
«Зеркальный театр» (сад «Эрмитаж»)

 

• Дивертисмент «Россини» был задуман как концерт к 200-летию со Дня рождения композитора, которое отмечалось в 1992 году. Кто бы мог тогда подумать, что композиция станет настолько популярна у зрителей и будет исполняться все эти годы с неизменным успехом!
• «Россини» положил начало новому жанру – театрализованный музыкальный дивертисмент-портрет. Позже на афишах Новой Оперы появятся концерты и спектакли: «Винченцо Беллини», «Рихард Вагнер», «Viva Verdi!», «Viva Puccini!», «Мария Каллас», «Иоганн Штраус, король вальсов». Как знать, может быть, этот список продолжится?
• Костюмы к премьерному спектаклю создал Валентин Юдашкин, к тому времени уже продемонстрировавший свою коллекцию «Фаберже» в Париже, после которой проснулся знаменитым. Впоследствии костюмы к «Россини» пополнялись платьями от именитых российских модельеров, в том числе Вячеслава Зайцева.
 

 



II сезон (1992-1993)

 

новая опера«Мария Стюарт» Г. Доницетти

Музыкальная редакция Евгения Колобова
Дирижер Евгений Колобов
Режиссер Станислав Митин
Сценография и костюмы: Алла Коженкова
Хормейстеры: Наталья Попович, Сергей Лысенко
Премьера: 3 декабря 1992 г.
Театр на Таганке

• Перу итальянского композитора Гаэтано Доницетти принадлежат 74 оперы, но в России были известны лишь две-три из них («Любовный напиток», «Лючия ди Ламмермур», «Дон Паскуале»). Услышав редкую по красоте оперу «Мария Стюарт», Евгении Колобов мечтал исполнить ее в своем театре, но оркестровую партитуру достать не удалось. Тогда маэстро ночами в течение долгих месяцев переписывал всю оперу с аудиозаписи на слух, одновременно создавая свою музыкальную редакцию произведения. Так впервые в России прозвучала неизвестная опера Доницетти.
• После премьеры в Тeaтpе на Тaганке писатель Юрий Нагибин опубликовал свои впечатления в журнале «Огонек»: «"Марию Cтюаpт" никогда не ставили в России. Она не принадлежит к пpoславленным достижениям Доницетти. Впрочем, на спектакле вас не оставляет иное чувство: почему вы раньше не слышали эту прекрасную музыку? Евгений Колобов придал ей выразительность, остроту, усилил акценты, как-то собрал – я говорю не о дирижерской трактовке, а о той соавторской работе, которую он проделал, – и музыка налилась новой жизнью... У Колобова условности оборачиваются естественностью – ты вовлечен в судьбу несчастной королевы. Душа твоя омыта приобщением к человеческому страданию и тайне настоящего искусства. Вот что подарил нам худенький, невидного росточка господин в черной паре с таинственным лицом и гибкими движениями гофмановского колдуна... Венгерский поэт Аттила Йожеф вопрошал: "Какие золотые тормоза хранят благополучие Вселенной?" Я убежден: нас остановила от падения в бездну волшебная палочка взлетевшая над оркестром. Искусство, талант, одухотворенность – это и есть золотые тормоза, о которых с тоской вопрошал Аттила Йожеф. Лишь бы не уставала тонкая, узкая, чистая рука, управляющая музыкой спасения. Не оставляйте нас, Евгений Колобов!» (№9-10, 1993).
 

 


III сезон (1993-1994)

 


новая опера«Мефисто-театр»

Трагикомическое представление в двух частях с эпилогом
И.Ф. Стравинский «Мавра», «История солдата»,
фрагмент из балета «Аполлон Мусагет»
Дирижер Леонид Муллаев
Сценарий и режиссура: Станислав Митин
Сценография: Алла Коженкова
Костюмы: Алла Коженкова, Янина Кремер
Хореография: Вероника Смирнова
Премьера: 21 сентября 199з г.
Театр на Таганке


• Два разных сочинения Игоря Стравинского – «Историю солдата» и «Mавру» – режиссер объединил с помощью образа Мефистофеля – беса искусителя, героя фольклора, народных сказок. В этом спектакле были использованы разнообразные театральные элементы: музыка, мелодекламация, пластика, балет.
• Автор идеи и режиссер спектакля Станислав Митин впоследствии приобрел широкую известность как кинорежиссер и сценарист. Созданные им фильмы: «Вдовий пароход» (по повести И. Гренковой), «С черного хода» (по повести М. Рощина), «Любка», «Двойная фамилия» (по мотивам произведений Д. Рубиной) стали призерами на престижных международных кинофестивалях в Швеции, Германии, Бельгии, Италии, США.



«Сила судьбы» Дж. Верди

 

Опера в концертном исполнении
Солисты, хор и оркестр театра Новая Опера
Дирижер Евгений Колобов
Хормейстер Наталья Попович
Премьера: 16 ноября 1993 г.
Главный зал Московской консерватории

 

• «Сила судьбы» Дж. Верди – одно из любимых произведений Евгения Колобова. Именно он в далеком 1979-ом впервые в советские годы поставил эту оперу на итальянском языке в Свердловском (Екатеринбургском) театре оперы и балета. Спектакль был показан на гастролях в Москве, успех был ошеломляющим: о Колобове заговорили в музыкальных кругах и знаменитый дирижер Юрий Темирканов пригласил его на работу в Мариинский театр. Спустя несколько лет Колобов поставил «Силу судьбы» в Мариинке. Затем в Москве, создав театр Новая Опера, дирижер в третий раз вернулся к этому произведению, представив концертный вариант в Главном зале Московской консерватории. После кончины Евгения Колобова две записи оперы (в исполнении екатеринбургского оперного театра и московской Новой Оперы) были изданы на компакт-дисках в серии «Дирижер Евгений Колобов».

 

Продолжение...