menu-options

Пафос будней. Часть 2

Ранее: 1.

Актеров и режиссеров театра имени МГСПС интересовал новый, советский человек, создающий новую жизнь. Они видели в нем прежде всего представителя определенного класса, выразителя определенной социальной силы. Они воспринимали его не изолированно, но как частицу коллектива, в его живых отношениях с коллективом. Отсюда все растущее, принципиальное значение массовых сцен в постановках театра. Народ в первые дни свершения революции .и народ в процессе строительства социализма, живая, пестрая масса на кипучих собраниях, в яростных спорах, в труде, в быту, в многочисленных, разнообразных взаимоотношениях с окружающим миром — масса простых людей, состоящая из рельефно выделяющихся отдельных человеческих фигур, — таков герой театра этих лет. Народность становилась неотъемлемым, основным качеством искусства театра, наполняла все его творчество, живо отражалась в каждом образе, в каждом спектакле.
Каждый спектакль театра затрагивал новые, неразведанные жизненные темы, поднимал грандиозные жизненные пласты. Современные вопросы ставились остро, полемично, нередко спорно. И сами спектакли превращались в явления общественной жизни, зрители спорили, обсуждали те события, что отразил театр, существо характеров тех жизненных прообразов, что легли в основу сценических созданий. Спорили рабочие и служащие, комсомольцы фабрик, заводов, студенты вузов и другие группы зрителей, в изобилии стекавшиеся на спектакли театра имени МГСПС. Спорили на дискуссиях, совещаниях, на страницах специальной и общей прессы, на заседаниях Художественного совета, успешно продолжавшего свою жизнь, и на зрительских конференциях, которые имели очень важное значение.
Находясь в самой гуще жизни, театр стоял также в самом центре страстных творческих споров о путях развития советского искусства. Художественное лицо коллектива, его стиль с достаточной ясностью определились в это время.
У театра имени МГСПС насчитывалось немало эстетических противников, среди которых едва ли не самую воинственную позицию занял В. Э. Мейерхольд. К друзьям коллектива причислял себя Вл. И. Немирович-Данченко. Театру оказывали поддержку руководители РАПП. Каждая, на первый взгляд неожиданная симпатия или антипатия имела под собой достаточно веские причины.
Резко отрицательное отношение В. Э. Мейерхольда к театру имени МГСПС во многом основывалось на том, что это был коллектив, менее всего заботившийся о поисках новых форм в искусстве. Театр самого Мейерхольда, представлявший собой, по искреннему убеждению его руководителя, лабораторию новых, революционных форм, находился, пожалуй, на прямо противоположном крае в обшей расстановке сил театрального фронта во второй половине двадцатых годов.
Возражая против пьес, которые ставились на сцене театра имени МГСПС, а также в Театре Революции, в Ленинградском Главном драматическом театре и некоторых других, Мейерхольд сравнивал их с продукцией ахрровцев, с произведениями художников-передвижников, упрекал в приклеивании образам ярлыков, в поверхностной агитационности, бесцветности языка и утверждал, что нужны не «идеологически выдержанная» схема и штамп, а углубление образов, музыкально-сложная композиция пьес. Ко всему этому стоило бы прислушаться, если бы критика относилась к действительно слабым, поверхностным вещам, а не к такого рода произведениям, как «Шторм», «Голос недр» Билль-Белоцерковского, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Рельсы гудят» В. Киршона, то есть произведениям, уже прочно утвердившимся на сценах многих театров и завоевавшим своим новаторским революционным содержанием широчайшие зрительские круги.
Среди упреков театру едва ли не самыми распространенными были обвинения в провинциализме и отсутствии мастерства.
Близость творческих позиций РАПП и театра имени МГСПС в основном заключалась в ориентации на современную тему в искусстве, а также в стремлении сплотить вокруг себя истинно пролетарских писателей. Почти все основные драматурги театра были членами РАПП: В. Билль-Белоцерковский, В. Киршон, а также Д. Фурманов, инсценировки романов которого были показаны на сцене театра в рассматриваемый период. В состав секции драматургов РАПП входил Любимов-Ланской. Деятели РАПП с симпатией относились к театру имени МГСПС и старались подчинить его своему влиянию, далеко не всегда и не во всем плодотворному.

Продолжение...