menu-options

«Назначение» (Н. Крымом. «Олег Ефремов». - Театр, 1964, № 1)

Бывают у хорошего актера роли, в которых каким-то таинственным образом перерабатывается весь прошлый опыт и поднимается на новую ступень искусства. Такой ролью у Ефремова был Лямин.
Трудно назвать жанр, в котором здесь играл Ефремов. Комедия, конечно, но какая-то особенная комедия, со вторым, совсем не комедийным планом. Ефремов не первый раз играл в таком жанре, но тут внешний комизм доводился до такой резкости, а внутренний драматизм – почти до трагичности, что впору было назвать этот жанр трагикомедией. А в этом жанре Ефремов впервые выступил с такой художественной силой...
 В то же время Лямин, пожалуй, первое поэтическое создание Ефремова. Он впервые раскрылся как лирик-Бывший начальник Лямина, о чем бы ни думал, думает о себе – Ефремов играет человека из тех «чудаков», которых вечно беспокоит судьба человечества... Но – «человек, легко увлекающийся и легко падающий духом», – Лямин в минуту слабости решает отказаться от высокого поста. И приходит новый начальник. Сначала Лямин не понимает смысл этого прихода. Постепенно он понял, что перед ним человек, не только внешне, но и внутренне похожий на его бывшего начальника. И поняв, кто перед ним, Лямин сказал (Ефремов играет в Современнике этот момент как принятие самого важного в жизни решения): «Очевидно, я пока еще не освобожу это место: А вам придется подыскать себе что-нибудь другое...» Прозрение Лямина – в том, что он понял: общественная пассивность честного таланта развивает энергию бездарности, смирение таких рядовых, как Лямин, рождает «общественную» силу таких, как его бывший начальник. И это ясно выраженное нежелание, неприятие отжившего прекрасно сыграл Олег Ефремов.
 

"Назначение" 1"Назначение" 2"Назначение" 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Назначение" 4"Назначение" 5"Назначение" 6